Зубов А.Б.

История религии

Автор: 

Уже в глубокой древности человек обратил внимание на тот факт, что религия, вера
в Бога или богов — явление всеобщее. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных
нужду» — говорит как о само собой разумеющемся Гомер [Од. 3, 48]. «Ты можешь
видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не
видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв» — указывал
другой великий эллин — Плутарх (45—127). «Из всего множества разнородных тварей,
— пишет Цицерон (106—43) — нет ни одной, кроме человека, которая имела бы какое-
либо понятие о Боге; между людьми нет ни одного народа такого дикого и грубого,
который не сознавал бы, что он должен иметь Бога...» [О законах. I, 8].
На древнем Востоке веру полагали самой сердцевиной человеческой личности. В
священнейшем тексте Индии, в Бхагавадгите, «Благой Господь» объяснял царевичу
Арджуне:
О сын Бхараты! Вера тварей сообразна их внутренней сути; человек состоит из
веры: какова его вера — таков он.
[Бхг. 17, 3]