Религии

Спиритуальные представления чабанов плато Укок (Алтай)

Плато Укок расположено в районе пересечения государственных границ России, Казахстана, Китая и Монголии на высоте около 2500 м над уровнем моря. Его изрезанный моренами ландшафт высокогорной тундры сформировался под воздействием Великого Оледенения , и с учетом своей специфики, использовался представителями практически всех кочевых народов Центральной Азии с древности до наших дней, о чем свидетельствуют фундаментальные археологические открытия, сделанные экспедициями Института археологии и этнографии СО РАН под руководством В.И.Молодина и Н.В.Полосьмак в период с 1990 по 1995 годы.

Клод Леви-Стросс: миф о структуре

Автор: 

30 октября в Париже умер философ и антрополог Клод Леви-Стросс — самый известный долгожитель из всех крупнейших интеллектуалов ХХ века. До 101 года ему оставалось чуть менее одного месяца. И когда уже ушли в мир иной все основные постструктуралисты, он — основатель французского структурализма — оставался жить и наблюдать, как порастают плоды его прозрений и ошибок. И нельзя сказать, что это были прозрения и ошибки молодости — к своей главной теории он шел пятьдесят лет, а в 1958 году опубликовал книгу «Структурная антропология», положившую начало философии структурализма; следующие пятьдесят лет он только развивал её частные вопросы. И если представить себе, какое значение имела эта теория для европейской культуры последних десятилетий, то можно прямо сказать, что умер один из основных и, возможно, невольных идеологов постмодерного мира.

Культ священных рощ в Ярославщине

Автор: 
Воскресенская церковь на Обноре

Культ «природных святынь», имеющий в своей основе архаичные, дохристианские представления, на протяжении долгого времени занимал и занимает важное место в духовной жизни русских постмерянских территорий центральной России. Несмотря на различные меры, предпринимавшиеся Московской православной церковью по борьбе с этим «остатком язычества», данный пласт народной культуры не исчез, а остался на уровне поверий и тесно связанных с ними фольклорных текстов и обрядов.

Арабо-мусульманская диаспора во Франции: исламская идентификация и светская демократия

Автор: 

Арабо-мусульманская диаспора во Франции является самой многочисленной в Европе и составляет по разным оценкам свыше 5 млн. чел. (население Франции на 2008 г. насчитывает 64,5 млн. чел.). Большинство ее составляют выходцы из стран Магриба (свыше 82%). Часть французских мусульман восприняла европейские цивилизационные ценности. Тем не менее многие мусульмане привержены традициям своей религии и культуры. Они воспринимают ислам как основу своей цивилизационной идентификации. Мусульманская община во Франции располагает своими профессиональными, гуманитарными, просветительскими, политическими и религиозными организациями. В процессе социо-культурного развития во французской мусульманской общине возникло несколько направлений восприятия и практики ислама.

Слово о законе и благодати митрополита Илариона

О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей.

Современные формы ислама на Кавказе

Ислам на Кавказе имеет богатую и древнюю историю. Появление первых мусульман произошло еще в первый век существования ислама. Традиционно на Кавказ ислам проникал с двух направлений. С юга, из Месопотамии и Ирана, шло проникновение суннизма шафиитского толка (мазхаба) и шиизма имамитского толка. С севера, из Средней Азии через Золотую Орду, а затем из ее осколков сюда проникал суннизм ханафитского толка. Оба эти направления также оказывали на Кавказ суфийское влияние, и здесь распространились практики самых разных суфийских орденов – накшбандийя, кадирийя, шазилийя. Современная карта распространения ислама на Кавказе сильно изменилась.

Буддизм в идентификационных процессах у российских буддистов

Прошлое показывает, что развитие доктрин буддизма шло обычно в условиях активного взаимодействия, борьбы принципов религиозно- цивилизационных и мировоззренческих установок. Так было в Индии, где основные школы раннего буддизма сформировались в борьбе с ведическими учениями, а «уход» буддизма оттуда был обусловлен натиском реформировавшегося брахманизма (адвайта Шанкары). Так было в Тибете, где буддизм проходил свое становление и развитие в борьбе с боном и другими местными верованиями. Подобное происходило в Индокитае, Монголии и других местах. В Китае буддизм, прежде чем начать играть значимую роль, имел непростой период отношений с учениями Лао-цзы и Конфуция. Аналогичный был и ранний период истории буддизма у российских народов, исповедующих эту религию.

Косовский узел: этнический фактор

Герб Республики Косово

Балканский регион в 90-е годы ХХ в. стал ареной жесткой радикализации этнонациональных проектов, заставивших весь мир по-новому взглянуть на проблемы национализма, сепаратизма, экстремизма, терроризма, обеспечения прав меньшинств. События, происходящие здесь в последние два десятилетия, – едва ли не центральная тема средств массовой информации всего мира, популярный объект исследования ученых разного профиля на многие годы. При этом авторы подавляющего большинства публикаций сосредотачиваются на макропроцессах, протекающих в этом регионе, на их общих закономерностях и возможных последствиях для мирового сообщества в целом. Мало обращается внимания на то, как отдельные люди переживают драматичные политические, экономические и социокультурные перемены, соучастниками и очевидцами которых они являются. Человеческий фактор, жизнь немногочисленных сообществ можно считать лишь малозначащим «частным случаем». Между тем, именно из судеб индивидов складывается история человечества, локальное измерение масштабных процессов позволяет увидеть их малоприметные, но важные грани.

Евреи Москвы в 90-е годы XX века: Действительно ли происходит религиозный ренессанс?

Автор: 

Верующие евреи-иудеи Москвы и ближнего Подмосковья объединяются в настоящее время (на конец 1998 г.) несколькими религиозными общинами. Исторически самая старая, существующая с 19 в. - это московская еврейская религиозная община, имеющая своим центром Главную хоральную синагогу в Б. Спасоглинищевском переулке; там же базируются община горских евреев “МЕРОС”, община грузинских евреев, община бухарских евреев, использующие для своих культовых нужд отдельные помещения этой синагоги. Свои молитвенные дома (или используемые для этих нужд помещения) имеют перовская община “Шамир”, войковская община, община иешивы “Торат Хаим”, общины в Малаховке, Салтыковке, Зеленограде.

К вопросу о распространении каменных крестов Древней Руси

Нами собраны материалы о каменных крестах Новгородской, Псковской, Ростовской, Тверской, Владимиро-Суздальской и Московской земель. На каждой из перечисленных территорий существовали свои особые традиции изготовления каменных крестов, появляющихся в разное время и имеющих разное назначение. Ниже мы приведем сведения о наиболее ранних памятниках, и попробуем проследить динамику их распространения. Самые ранние каменные кресты немногочисленны, и, в основном, имеют новгородское происхождение. При этом сам Новгород, несомненно, превосходит все остальные города средневековой Руси по количеству известных каменных крестов. Многие из них сохранились благодаря местонахождению в стенах церквей, о других известно по письменным источникам, часть не сохранившихся до настоящего времени памятников была исследована и опубликована в XIX – начале XX вв. И.А. Шляпкиным, А.А. Спицыным, П.П. Покрышкиным, И.И. Срезневским.

Средневековые каменные кресты в традиционной культуре XIX—XX вв.

Первоначально почитаемые кресты могли быть как надгробиями, так и обетными памятниками. Вообще же о функциях каменных крестов в народной культуре средневековья известно немного, прежде всего, из-за небольшого количества памятников с надписями, позволяющими определить причину их установки, а также из-за того, что письменные источники (летописи, грамоты, писцовые книги и т. п.), как правило, упоминают лишь каменные кресты, служившие ориентирами (например, летописный Игнач крест) или межевыми знаками. При этом надо отметить, что надписи на крестах часто подвергаются различным интерпретациям — в зависимости от того, какие цели ставит перед собой исследователь.

Житие преп. Кирилла Челмогорского и устная традиция Лекшмозерья

Автор: 

Преп. Кирилл, игумен Челмогорский, подвизался в пустыни на Челмогоре, на берегу р. Челмы, между двумя озерами: Лекшмозером и Челмозером (сейчас Монастырским), на западе Каргополья. После его смерти там возник монастырь, разрушенный в 30-50 гг. ХХ в. Его житие составлено о. Иоанном, священником Покровской церкви села Лядины, расположенного на полпути от Каргополя к монастырю, в конце XVII в., после 1681 г.[1] До нас дошло две редакции жития: ранняя, сохранившаяся в рукописи XVIII в. из собрания Е.В.Барсова, хранящегося в отделе рукописей Государственного исторического музея (Барс. №794)[2], и поздняя, представляющая собой переработку, сделанную в 1844 г. иеромонахом Кирилло-Челмогорского монастыря Федором Гурьевым. Он сократил несколько пассажей и добавил некоторые сведения, носящие характер комментария, а также значительно исправил текст жития в отношении морфологии, синтаксиса и стиля, придав изобилующему ошибками тексту вполне литературный вид. Эта редакция известна по списку из собрания Е.В.Барсова (Барс. №795), а также по изданию К.А.Докучаева-Баскова[3], имевшего три списка, один из которых хранился в обители, а другие принадлежали жителям окрестных сел. Публикатору не были известны ни рукописи из собрания Барсова, ни сам факт существования более ранней редакции жития. Текст жития компилирован и очевидно распадается на 2 части. В основе первой, собственно биографической лежит Житие преп. Нила Столобенского, вторая, вероятно, создана самим о. Иоанном. Из земной жизни Кирилла приводится всего четыре эпизода. Дальнейшее повествование, по-видимому, оригинально и включает 17 эпизодов описывающих чудеса, совершенные святым после смерти, причем все они относятся ко времени жизни автора и приводятся на основании устных преданий, о чем говорит сам автор. Действие них разворачивается в монастыре, его ближайших окрестностях и соседних деревнях.
Фольклорная экспедиция РГГУ, работавшая в селах Орлово и Труфаново, неподалеку от места, где был Кирилло-Челмогорский монастырь, пыталась выяснить, существуют ли в устной традиции сюжеты, связанные с Кириллом. Нам удалось записать ряд преданий, повествующих и о жизни святого, и о его чудесах после смерти.

О фольклорности нефольклорного: к вопросу о предмете полевой фольклористики (Евангельские события в восприятии современного крестьянина)

Автор: 

Часто в ходе полевой работы собиратель ставит собеседника (информанта) в непривычную ситуацию и вынуждает заниматься совершенно несвойственным ему делом: уже сам по себе процесс интервью в значительном большинстве случаев оказывается делом новым и не вовсе понятным. Одновременно и сами вопросы собирателя зачастую могут поставить информанта в тупик не только потому, что у него спрашивают о вещах, подчас ему вовсе неизвестных, но и потому, что его заставляют экспромтом рефлектировать на тему, которая никогда для него не была предметом рефлексии. Отсюда очевидное искажение материала, получаемого исследователями народной культуры, работающими методом интервьюирования. В лучшем случае мы получаем данные, лишь отчасти объективные, просеянные через сито сознания интервьюируемого и осложненные его субъективным отношением к рассказываемому и восприятием. Однако это субъективное отношение может настолько сильно изменить картину, что она и вовсе перестанет иметь сколько-нибудь репрезентативный характер.

Сакральная география Каргополья. Монастыри

Автор: 

Работа основана в основном на записях из архива Каргопольской фольклорной экспедиции РГГУ, работающей в указанном регионе с 1993 г. и систематически обследующей все населенные пункты. К настоящему времени обследовано почти все Каргополье. В каждом из сел проводится опрос значительного количества информантов (от 30 до 70% и более) всех возрастов, что позволяет составить репрезентативную картину распространения разного рода этнокультурной информации и ее динамики во времени. Сведения, касающиеся сельских святынь, относятся к периоду начиная с середины ХХ в. и вплоть до настоящего времени.

Получение дара: рассказы о шаманском становлении у нганасан

Андрей Александрович Попов, известный этнограф-сибиревед, в 1930-е гг. проводил полевые исследования на полуострове Таймыр. Среди его информантов были нганасанские шаманы – нгэда, от которых он записал несколько автобиографий (как он сам называл эти тексты). Три автобиографии опубликованы полностью: Дюхадие Костеркина (Нгамтусуо) (далее – ДК) [2] , Серептие Яроскина (СЯ) [3] и Семюена Нгомджа (СН) [4]. Это довольно большие по объему тексты (12-15 страниц убористого шрифта каждый), содержащие описания видений во время шаманской болезни, а также сведения генеалогического характера, объяснение смысла некоторых обрядов и ритуальных атрибутов, экскурсы в космогонию и т.п. Автобиографии, по всей видимости, были воспроизведены по просьбе исследователя, но все же можно предположить, что они бытуют в традиции (по крайней мере, внутри семейной традиции шаманских династий). Об этом говорит, во-первых, то, что тексты содержат рассказы о видениях не только самих информантов, но и их предков-шаманов; во-вторых, величина текстов – помнить их до мельчайших подробностей (даже если учитывать возможность варьирования) можно только в случае неоднократного воспроизведения; в-третьих, для описаний видений характерен устойчивый набор мотивов; и, наконец, свидетельством тому прагматическая функция автобиографий: обоснование истинности шаманского дара. Последний фактор свидетельствует также о том, что рассказы о видениях и необычных поступках начинающих шаманов не считались эзотерическими.

Шаманство

Шаманство (шаманизм) - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но оно находится у них на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки.
Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где "шаман", "саман" означает возбужденный, исступленный человек.

Конфессиональный состав населения России

Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации. Тем не менее, подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются и большинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживаются и бoльшая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии (введение и глава 1)

В этой книге мы ставим перед собой цель исследовать наиболее простую и неразвитую первобытную религию из всех религий, известных в настоящее время, проанализировать ее и попытаться ее объяснить. Мы говорим о религиозной системе, что ей в наибольшей степени присущи черты первобытности, из всех религий, доступных нашему наблюдению, если она соответствует двум условиям. Во-первых, необходимо, чтобы общества, в которых она встречается, не имели себе равных по простоте организации1. Во-вторых, необходимо, чтобы ее можно было объяснить, не прибегая к какому бы то ни было элементу, заимствованному из предшествующей религии. Мы постараемся описать устройство этой системы настолько точно и достоверно, насколько это мог бы сделать этнограф или историк. Но наша задача этим не ограничивается.

Оккультизм, колдовство и моды в культуре, Мирча Элиаде

Авторы : 

С возрастом у всякого плодовитого автора непременно наступает такой момент, когда он обнаруживает, что многие из задуманных им и наиболее дорогих его сердцу книг так и остались ненаписанными. Не знаю, как реагируют на такое неприятное открытие другие авторы, но что касается меня, то я с печальным смирением решил отказаться от завершения ряда работ, подготовленных или частично написанных за последние двадцать пять лет. Однако, как обычно случается, время от времени я пользовался этими заметками и материалами при подготовке лекций, выступлений и журнальных статей. Разумеется, такие случайные эссе не являются обобщением результатов многолетних исследований, и в них не всегда бывают последовательно изложены многие аспекты рассматриваемой темы. Но их преимущество в том, что, будучи подготовлены для аудитории, состоящей, по большей части, из неспециалистов, они становятся доступными любому мыслящему читателю.

Шаманизм: Архаические техники экстаза, Мирча Элиаде

Авторы : 

Насколько нам известно, предлагаемое вниманию читателя исследование является, вероятно, первой попыткой охватить весь комплекс шаманизма и определить его место в общей истории религий, - это уже само по себе говорит о неизбежном несовершенстве, неточности и риске предпринятой нами работы. Сегодня мы располагаем массой материалов, касающихся различных типов шаманизма: сибирского, северо- и южноамериканского, индонезийского, народов Океании и т. д. С другой стороны, ряд во многих отношениях превосходных работ положил начало этнологическому, социологическому и психологическому исследованию шаманизма (или, точнее, его отдельных типов). Однако кроме нескольких достойных внимания исключений - мы имеем в виду прежде всего труды Харвы (Хольмберга) об алтайском шаманизме, - многие авторы обширной литературы по шаманизму пренебрегли интерпретацией этого чрезвычайно сложного явления в рамках общей истории религий. Поэтому мы попытались осмыслить и представить шаманизм именно с точки зрения историка религий.

Религии Австралии. Мирча Элиаде

Авторы : 

Западная наука почти сто лет вырабатывала различные гипотетические реконструкции происхождения и развития примитивных религий . Раньше или позже все эти труды устаревали, и сегодня они значимы только для истории западной мысли. В последние тридцать или сорок лет «историчность» примитивных культур и религий была признана повсеместно. Ни один современный этнолог или историк религии не считает, что примитивные народы — «дети природы» (Naturv?lker) , что они не «жили в истории» и не менялись в ней. Основное отличие при сравнении с другими типами культур состоит в том, что примитивные народы не столь сильно интересуются тем, что мы называем «историей», то есть серией необратимых событий, которые происходили в линейном, историческом времени. Их интересует скорее их собственная «священная история», то есть мифические и творческие акты, основавшие их культуру и институты и даровавшие смысл человеческому существованию. В основу этой, книги положен курс лекций, прочитанный мной в Чикагском Университете в 1964 году. Я благодарен моим бывшим студентам Нэнси Ауэр и Альфу Хилтебейтелю за их работу по корректировке и стилистическому усовершенствованию текста, который был ранее опубликован в «Истории религий». Данное предисловие впервые увидело свет в виде статьи «О понимании примитивных религий» в коллективном труде [Glaube und Geschichte (Festschrift f?r Ernst Benz)], опубликованном Э.Дж.Бриллем в 1967 году.

Чхандогья Упанишада — Глава 8 (в переводе А. Сыркина)

ВОСЬМАЯ ЧАСТЬ
1
В этом граде Брахмана [существует] обиталище – малый лотос, в этом [обиталище]
– малое пространство. То, что [находится] внутри него, и надо искать, то,
поистине, и надо стремиться познать.
И если [ученики] скажут ему: "В этом граде Брахмана [существует] обиталище –
малый лотос, в этом [обиталище] – малое пространство. Что же там такое
находится, что надо искать, что, поистине, надо стремиться познать?", –
то пусть он скажет: "Поистине, сколь велико это пространство, столь велико и

Чхандогья Упанишада — Глава 7 (в переводе А. Сыркина)

СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ
1
"Обучи меня, почтенный", – [с такими словами] Нарада приблизился к
Санаткумаре. Тот сказал ему: "Приблизься ко мне с тем, что ты знаешь, – тогда
я поведаю тебе [о том, что есть] сверх этого".
– "Почтенный, я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарвану – четвертую
[веду], итихасу и пураны – пятую, веду вед, правила почитания предков, науку
чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения,
этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку,

Чхандогья Упанишада — Глава 6 (в переводе А. Сыркина)

ШЕСТАЯ ЧАСТЬ
1
Жил [некогда] Шветакету Арунея. Отец сказал ему: "Шветакету! Веди жизнь
ученика. Поистине, дорогой, нет никого в нашем роду, кто не изучал бы [веды] и
был брахманом лишь по происхождению".
И, став учеником в двенадцать лет, тот вернулся двадцати четырех лет, изучив
все веды, самодовольный, мнящий себя ученым, гордый. Отец сказал ему:
"Шветакету, дорогой, раз ты столь самодоволен, мнишь себя ученым и горд, то
спросил ли ты о том наставлении,

Чхандогья Упанишада — Глава 5 (в переводе А. Сыркина)

ПЯТАЯ ЧАСТЬ
1
Поистине, кто знает старейшее и наилучшее, тот бывает старейшим и наилучшим.
Поистине, жизненное дыхание – старейшее и наилучшее.
Поистине, кто знает превосходнейшее, тот бывает превосходнейшим среди своих.
Поистине, речь – превосходнейшее.
Поистине, кто знает твердое основание, тот имеет твердое основание в этом и в
том мире. Поистине, глаз – твердое основание.
Поистине, кто знает достижение, у того исполняются желания – божественные и
человеческие. Поистине, ухо – достижение.

Чхандогья Упанишада — Глава 4 (в переводе А. Сыркина)

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ
1
Ом! Жил некогда Джанашрути Паутраяна, правнук [Джанашруты], благочестивый
даятель, много подававший, готовивший много пищи. Повсюду он выстроил приюты
[с мыслью]: "Повсюду [люди] будут кормиться у меня".
И однажды ночью гуси пролетали мимо, и один гусь так сказал другому: "Эй, эй,
Добрый глаз, Добрый глаз! Подобно небу, распростерся свет Джанашрути, правнука
[Джанашруты]. Не касайся его, чтобы тебе не сгореть!"
И тот ответил ему: "Как же это о нем, таком [человеке], ты говоришь, словно он

Чхандогья Упанишада — Глава 3 (в переводе А. Сыркина)

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
1
Ом! Поистине, то солнце – мед богов, небо – его улей, воздушное пространство –
соты, частицы света – [пчелиное] потомство.
Его восточные лучи – это его восточные сотовые ячейки, ричи – пчелы, Ригведа –
цветок, эти воды – нектар. По истине, эти ричи
согрели Ригведу, и от нее, согретой, произошли как ее сущность слава, жар,
[деятельность] чувств, сила, пища.
Это потекло и приблизилось к солнцу. Поистине, это то, что бывает красным
образом солнца.
2

Чхандогья Упанишада — Глава 2 (в переводе А. Сыркина)

ВТОРАЯ ЧАСТЬ
1
Ом! Поистине, почитание всего самана – добро. Поистине, что добро, то саман;
что не добро, то не саман.
И поэтому, когда говорят: "Он приблизился к нему с саманом", то [тем самым]
говорят: "Он приблизился к нему с добром"; когда говорят: "Он приблизился к
нему не с саманом", то говорят: "Он приблизился к нему не с добром".
И говорят также: "О, это саман для нас!", когда бывает добро, и [тем самым]
говорят: "О, это добро!". [И говорят]: "О, не саман это для нас!", когда не

Брихадараньяка Упанишада — Глава 6 (в переводе А. Сыркина)

ШЕСТАЯ ГЛАВА
ПЕРВАЯ БРАХМАНА
Поистине, кто знает старейшее и наилучшее, тот бывает старейшим и наилучшим
среди своих. Поистине, жизненное дыхание – старейшее и наилучшее. Кто знает
это, тот бывает старейшим и наилучшим среди своих и среди кого он пожелает.
Поистине, кто знает превосходнейшее, тот бывает превосходнейшим среди своих.
Поистине, речь – превосходнейшее. Кто знает это, тот бывает превосходнейшим
среди своих и среди кого он пожелает.
Поистине, кто знает твердое основание, тот имеет твердое основание на ровном

Брихадараньяка Упанишада — Глава 5 (в переводе А. Сыркина)

Дополнительный Раздел
ПЯТАЯ ГЛАВА
ПЕРВАЯ БРАХМАНА
То – полное, это – полное. Из полного возникает полное. [Когда] от полного
берется полное, то все же остается полное.
"Ом [это] пространство, [это] Брахман, изначальное пространство, [наполненное]
ветром пространство". – Так говорит сын Кауравьяяни. Это – веда, которую знают
брахманы. Благодаря ей знают то, что следует знать.
ВТОРАЯ БРАХМАНА
Три вида сыновей Праджапати жили со [своим] отцом Праджапати как изучающие

Pages