Политическая антропология

К вопросу о прогнозировании арабских революций 2011 г.

В 2010-2011 гг. произошли революции (антиправительственные массовые политические выступления) в странах Ближнего Востока - Египте, Тунисе, Ливии, Йемене, Бахрейне, Алжире, Иордании, Марокко, Сирии. Данные массовые политические движения на Ближнем Востоке привлекли внимание множества социологов, политологов, специалистов по международным отношениям.

О концепции китайской угрозы

Автор: 

Именно Япония выдвинула «концепцию китайской угрозы», хотя она ни разу не пострадала от нее. По мнению японских политиков и ученых, после окончания «холодной войны», по мере бурного экономического развития Китая последний фактически стал главной внешней угрозой безопасности Японии. С 1991 г . японское правительство начало посвящать КНР отдельную часть в своей Белой книге безопасности.

Параметры и динамика развития ситуации в области безопасности на корейском полуострове в 1998-1999 гг.

По нашему мнению, во второй половине 90-х гг. имелись основания полагать, что на Корейском полуострове и вокруг него сложилась новая, относительно устойчивая комбинация международных факторов, определяющих состояние ситуации в области безопасности в этом взрывоопасном районе Северо-Восточной Азии (СВА), одними из главных характеристик которого являлись очевидное возрастание роли США в регулировании корейской проблемы, которые начали даже выполнять функции посредника между РК и КНДР, и вместе с этим ослаблением позиций РФ.

Безопасность в Восточной Азии: подходы США, КНР и России

pacific_rim_map

Несмотря на наличие большого количества государств в районе Тихого океана, для всех совершенно очевидно, что система и структура безопасности формируется четырьмя державами: США, Японией, КНР и Россией. Столь же очевидно, что оценки ситуации в области международной безопасности будут зависеть от того, с какого угла ведется «наблюдение»: со стороны Вашингтона, Токио, Пекина или Москвы. Понятно, что каждая столица исходит из того, насколько общая ситуация безопасности соответствует национальным интересам той или иной державы. Поэтому было бы целесообразным рассмотреть «безопасность» с позиции каждой из сторон, чтобы выявить точки совпадения и расхождения на те или иные проблемы в регионе.

Безопасность и финансово-экономический кризис в странах Восточной Азии: военно-политический аспект

Автор: 
pacific_rim_map

События, происходящие в последнее время в Юго- и Северо-Восточной Азии о учетом их масштаба и глубины, возможных последствий для государств АТР и мира в целом, достаточно специфичны и потому нуждаются в тщательном анализе и осмыслении.
В частности, заслуживают внимания трактовки основных причин, вызвавших один из самых разрушительных кризисов в истории стран данного региона, вопросы о роли внутренних и внешних факторов, взаимосвязи между объективными экономическими процессами и военно-стратегическими интересами тех сил, которые так или иначе причастны к данному кризису, его возникновению и развитию.

Сущность концепции обеспечения национальной безопасности Японии и ее значение

Map of the Pacific Rim.

В 80-е гг. произошло осложнение отношений между СССР и западными странами и СССР и Японией после введения советских войск в Афганистан. Поворот США в сторону ужесточения конфронтации с Советским Союзом был расценен руководством Японии как благоприятный момент для осуществления планов вернуть себе позиции, утраченные в результате Второй мировой войны. В связи с этим в Японии была сформирована новая стратегия в отношении СССР на базе доктрины концепции обеспечения национальной безопасности, которая, в конечном итоге, сыграла определенную роль в распаде Советского Союза.

Американо-японское военное сотрудничество В АТР и позиция России.

Map of the Pacific Rim.

Последние события на Балканах ясно высветили суть глобальной военной стратегии Соединенных Штатов. Суть эта заключается в стремлении Вашингтона распространить свой контроль над всеми континентами мира и силой оружия сломить сопротивление народов, не желающих попасть под «железный каблук» Пентагона. Что бы ни говорили государственные деятели Вашингтона и западноевропейских стран, сегодня становится очевидным, что одна из скрытых целей расправы с Югославией, как и втягивания стран Восточной Европы в натовскую военную структуру состоит в блокировании и запугивании России. Просматривается и более отдаленная цель американской внешней политики: она заключается в устранении России как великой державы, в превращении ее во второстепенное государство, в окончательной ликвидации ее прежнего военного могущества. Речь идет, иначе говоря, о том, чтобы поставить Россию на колени и превратить ее в зависимую от Вашингтона территорию, снабжающую «цивилизованные» страны Запада энергоресурсами и полезными ископаемыми.

Новые тенденции международных отношений в АТР

Map of the Pacific Rim.

В течение 500 лет центр силы и мировой экономики был на Западе. В свое время этот центр переместился из Средиземноморья в Северную Европу, а затем оказался в Америке. XX век стал веком Атлантического океана. XXI век будет веком Тихого океана. Мы продвигаемся к азиати-зации мира. Мировая ось передвигается с Запада на Восток. В.И. Ленин высмеивал тезис о Соединенных Штатах Европы. На наших глазах эта идея реализовалась. В XXI в. экономическим локомотивом для всего мира станет Азия. В мире нет ничего важнее того, что сейчас происходит в Азии, где живут 3 млрд людей и половине из них еще нет 25 лет. Они сформируют потребительский слой, который составит 500 млн че ловек, то есть больше, чем в Америке и Европе вместе взятых.

Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве.

Автор: 
Map of the Pacific Rim.

Одним из важнейших объектов военно-политической экспансии США в послевоенный период явилась Юго-Восточная Азия. Выгодное стратегическое положение, богатые природные и людские ресурсы обусловили здесь большую активность Вашингтона. В семидесятые — восьмидесятые годы Соединенные Штаты проводили курс, направленный на усиление влияния американских военных баз и объектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Огромное внимание уделялось и расширению сотрудничества в сфере безопасности со странами Юго-Восточной Азии. В настоящее время около 100 тыс. солдат Соединенных Штатов находится на Гаваях, Гуаме, в Южной Корее и Японии.

Политика США и Японии в АТР и проблемы безопасности.

Map of the Pacific Rim.

Азиатско-Тихоокеанский регион занимает исключительно важное положение с точки зрения мира и безопасности. Именно здесь пересекаются интересы таких держав, как США, Япония, Россия и Китай. От сложившейся в регионе системы международных отношений во многом зависит решение главной проблемы, стоящей перед человечеством: проблемы войны и мира. Но именно здесь существуют нерешенные вопросы, касающиеся взаимоотношений между государствами. На современном этапе нерешенным вопросом является существование на Корейском полуострове двух государств — Республики Корея (или Южная Корея) и Корейской Народно-Демократической Республики (или Северная Корея). До недавнего времени существовала еще одна проблема, известная под названием «кампучийская».

Интервью В.В. Наумкина "Голосу России", 15.01.2011

Какие политические уроки необходимо вынести из ситуации в Тунисе, страны, сорвавшейся в омут гражданского хаоса и насилия, размышляет директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин
Беспорядки в Тунисе стали самыми масштабными в этой стране за последние двадцать лет. По разным данным уже погибли от 25 до 70 человек.

Арабо-мусульманская диаспора во Франции: исламская идентификация и светская демократия

Автор: 

Арабо-мусульманская диаспора во Франции является самой многочисленной в Европе и составляет по разным оценкам свыше 5 млн. чел. (население Франции на 2008 г. насчитывает 64,5 млн. чел.). Большинство ее составляют выходцы из стран Магриба (свыше 82%). Часть французских мусульман восприняла европейские цивилизационные ценности. Тем не менее многие мусульмане привержены традициям своей религии и культуры. Они воспринимают ислам как основу своей цивилизационной идентификации. Мусульманская община во Франции располагает своими профессиональными, гуманитарными, просветительскими, политическими и религиозными организациями. В процессе социо-культурного развития во французской мусульманской общине возникло несколько направлений восприятия и практики ислама.

Повседневный торг с государством: деловые агенты, посредники и зазывалы в лабиринтах сенегальской администрации

Их называют ходатаями, деловыми агентами, мобильными посредниками, juuti1, "судебными волонтерами", гражданским таможенным персоналом. Некоторые из них работают на администрацию в качестве внештатных или добровольных сотрудников и оказывают ей помощь в сборе налогов, обнаружении мошенников, в выполнении бюрократической работы. Другие же занимаются неофициальной посреднической деятельностью и предлагают свои услуги людям, попадающим в лабиринты сенегальской бюрократии, в какую бы службу они ни обратились.

Интеграционные процессы в полиэтническом российском обществе.

Современная Россия находится в состоянии преодоления последствий перехода от советской эпохи к демократическому транзиту и от переходного времени к выбору своего пути и места в мировом сообществе. Выбор идет по трем векторам – политическому, экономическому, с соответствующими последствиями в социальной структуре и идеологическому, в соответствии с которым выстраивается пространство меняющихся идентичностей и солидарностей, их ценностно-нормативный и коммуникационный потенциал. В современных российских условиях фиксируются две разнонаправленные тенденции – глобализационные, модернизационные - распространение единой системы информации, интернет-сетей, единых трудовых норм, соответствующих перетеканию капитала, типа отношений и одновременно относительно низкая пространственная мобильность обедневшего российского населения в условиях колоссальных размеров страны и региональных административных границ, замыкающих жизнедеятельность проживающего на их территории населения, исторические, социально-культурные традиции, обуславливающие глокализацию как в масштабах страны, так и ее регионов.

Этнология и политика. Научная публицистика. (глава "Язык и алфавит как политика")

Автор: 

В Республике Татарстан возникла проблема общегосударственного значения, хотя речь идет всего лишь о смене алфавита татарского языка с кириллицы на латиницу. Руководство Татарстана и часть местной интеллигенции инициировали принятие республиканского закона, который предусматривал начало реформы с сентября 2001 г. Еще раньше этому предшествовала принятая в 1991 г. “Концепция развития татарского просвещения”, которая определила курс на последовательную автономизацию так называемой национальной школы Республики Татарстан, ее организационную и содержательную изоляцию от национальной российской школьной системы. Что такое национальное образование? Основной аргумент состоит в том, что латиница более адекватно отражает фонетический строй татарского языка, а длительное существование кириллицы наносило ущерб функциональному развитию этого языка, принося неудобства его носителям. Приводятся мнения республиканских политиков, что языковые вопросы решает народ, которого это прежде всего и касается, а остальное общество и федеральные власти не должны здесь навязывать свое мнение. Одним из основных аргументов в пользу реформы приводится решение Всемирного конгресса татар – эпизодического собрания “гостей республики”, по сути своей никого не представляющего и крайне политизированного.

Этнология и политика. Научная публицистика. (глава "Миф о демографической катастрофе в России")

Автор: 

Вопрос о “вымирании России” сегодня обсуждают многие, ибо люди, включая президента, привыкли доверять статистике и тем, кто “в этом разбирается”. Отечественные статистика и демография имеют сильные традиции, но специалисты, давшие такие оценки, ошибаются. Несколько слов об иммиграции В последние десятилетия большинство развитых стран имеет очень низкий или нулевой рост населения. Никто по этому поводу истерик не закатывает, даже занимающая второе место в мире после России по размерам территории Канада, где численность населения еще меньше, чем у нас, и почти все оно (90%) проживает в полосе шириной 200 миль вдоль границы с США. А менее развитые государства, особенно бедные, больше озабочены сдерживанием роста собственного населения, ибо увеличение числа жителей страны далеко не всегда связано с ее успешным развитием и благосостоянием.

Этнология и политика. Научная публицистика. (глава "Антропология российских трансформаций")

Автор: 

Трансформации, которые произошли в России, полезно оценить с точки зрения социально-культурной антропологий – дисциплины, изучающей человека и общество во всем их многообразии на основе этнографического метода. Без этого невозможна экспертиза в условиях, когда статистика, макроанализ, социологические опросы и политологический взгляд не способны уловить характер и траекторию перемен. Только профессиональный антрополог может объяснить, что частная стратегия людей всегда была и будет выше любой “национальной идеи”, что желающих управлять всегда больше и “рваться к власти” – это естественно, что люди могут использовать этничность и “историческую память” в инструменталистских целях и потому так называемые национальные, казачьи, языческие и прочие “возрождения” или “движения” должны восприниматься прежде всего как манипуляции активистов социального пространства, а не буквально – как “движения” cреди коллективных социальных тел. Человек как существо социальное рождается для того, чтобы выполнить свою первичную задачу – создать благоприятные условия собственного существования: дольше и комфортнее прожить, произвести и вырастить потомство, обеспечить себе статус и безопасность, удовлетворить свои культурные запросы, исполнить идеологическую миссию, если его в нее рекрутировали.

Этнология и политика. Научная публицистика. (глава "Этничность, право и закон")

Автор: 

Каковы перспективы правового регулирования этнических проблем в Российской Федерации и в других государствах бывшего СССР? Каков недавний исторический и современный контекст правового, в том числе и законодательного, регулирования вопросов этнического разнообразия и межэтнических отношений в государстве со сложным составом населения, каким является Россия? По данным вопросам в отечественной науке и в политике идут достаточно острые и во многом мало продуктивные дебаты, хотя реальная законодательная деятельность и правоприменительная практика последних лет имеют некоторые достижения при множестве упущенных возможностей и совершенных ошибках. К числу достижений можно отнести ряд принятых федеральных законов и других правовых актов, и прежде всего утвержденную Президентом РФ “Концепцию государственной национальной политики в Российской Федерации” (1996 г.), законы “О национально-культурной автономии” (1996 г.) и “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” (1999 г.). Россия присоединилась к ряду международно-правовых актов в данной области, прежде всего к рамочной конвенции Совета Европы “О правах национальных меньшинств”.

Этнология и политика. Научная публицистика. (глава "Теория этноса и культурный фундаментализм")

Автор: 

Несмотря на технологическую глобализацию, нивелировку быта и массовую культуру, а также на дискриминацию и репрессии в отношении прежде всего малых групп, человечество сохраняет свое этнокультурное своеобразие. В мире насчитывается около 2–3 тыс. этнических общностей численностью от более ста миллионов (ханьцы, русские, бразильцы, немцы, японцы) до нескольких сот человек (кеты, нганасаны, энцы в России). Это единство и многообразие человечества сохранится и в будущем. Оно необходимо человеческому роду для развития, ибо его однообразие – это социальная энтропия или смерть человечества. В силу своей истории и географии Россия была и останется одним из самых многоэтничных государств мира, а российская “многонародная нация” (по словам русского философа Михаила Ильина) была и будет существовать, если достойно встретит вызовы нового века и если сама себя не разрушит по причине плохого самопонимания и управления. В последнее десятилетие этнический фактор привлек огромное внимание в связи с массовыми миграциями, ростом этнонационализма, кровавыми конфликтами и распадом государств под лозунгами “национального самоопределения”

Этнология и политика. Научная публицистика. (глава "Этнический федерализм: российский и международный опыт")

Автор: 

Сегодняшние дебаты по поводу федерализма выявили прежде всего неоднозначное и противоречивое понимание природы самой субстанции. Под словом федерализм обсуждаются и конституируются разные процессы и явления: система устройства государства и управления; межгосударственные связи и различные формы интеграции на континентальном (прежде всего европейском) уровне; формы организации и новая институализация культурно отличительных сообществ и некоторые другие процессы. Для исследователя-обществоведа может даже представляться, что современный федерализм – это процесс и средство перераспределения власти и ресурсов на государственном и межгосударственном уровнях, улаживания противоречий и соблюдения интересов, обусловленных региональной и культурной спецификой. Другими словами, федерализм – это прежде всего дебаты и переговоры, а уже потом текст и воплощенные на его основе действия. Ситуация в России не является исключением и, наоборот, во многом подтверждает наш тезис.

Этнология и политика. Научная публицистика. (глава "Межэтнические отношения и конфликты: перспективы нового тысячелетия")

Автор: 

В сложных по этническому составу населения государствах бывшего СССР проблемы межэтнических взаимодействий и конфликтов всегда будут одними из наиболее трудных, причем не по причине изначальных антагонизмов между проживающими в общих государствах различными этническими общностями, а из-за неадекватного государствоустройства, плохого управления или намеренной мобилизации этнического фактора в политических, конфликтных целях. Наш анализ показывает, что в постсоветских странах сохраняется высокий уровень взаимодействия и сотрудничества представителей разных народов, а также интенсивные контакты и духовные связи бывших граждан исторического российского государства и СССР.

Основные тенденции постсоветской этнокультурной политики в республике Алтай

Автор: 

Наблюдаемый в настоящее время процесс глобализации, затронувший в той или иной мере все страны мира и входящие в них социоисторические организмы, ведет к унификации практически всех областей жизни населяющих их народов, в том числе и их культуры. В Российской Федерации есть регионы, в которых проживают различные этносы с частично сохранившейся этнической культурой – это, в первую очередь, Сибирь и Северный Кавказ. Проблема сохранения, возрождения или модернизации этнической культуры является частью национальной и культурной политики нынешней российской администрации. Нужно ли создавать для этнических регионов специальные программы по сохранению и возрождению этнических культур, если процесс культурной глобализации неизбежен? Какова роль федеральных и местных (республиканских) учреждений культуры в процессе формирования современного культурного социума?

В предлагаемой работе, основанной на собранных в 2001 г. этнографических материалах, а также данных из архивов районных отделов культуры, будут рассмотрены принципы формирования современной этнокультурной политики в республике Алтай.

В республике Алтай, по данным на 1998 г., проживает около 30 % алтайцев, 60 % русских и 5,6 % казахов. Алтайцы не представляют собой единого этноса: есть северные алтайцы. К ним относятся тубаралары, кумандинцы, челканцы, шор-цы1. Есть южные алтайцы – это алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты. Самый многочисленный субэтнос алтайцев – алтай-кижи. Статус малочисленных народов официально закреплен за кумандинцами, челканцами, тубаралами и телеутами.

После многонациональности

Автор: 

В моем очерке содержится ревизия теоретической догмы и общественно-политической практики в области так называемого национального вопроса. В поле зрения автора господствующие в российском обществе, включая науку и просвещенную публицистику, ментальные навыки осмысления этнического, построенная на них государственная политика и общественно-политическая жизнь в целом. Мой диагноз ситуации — это почти летальный исход нашей способности понимать сферу этнокультурных различий и их взаимодействия в собственной стране. В отношении этнического фактора мы остаемся интеллектуально беспомощными.

Социально-культурная природа терроризма

Автор: 

Представители самых разных общественных дисциплин пытаются осмыслить феномен терроризма. Складываются разные подходы к данному анализу и сама методология анализа. Чтобы избежать поверхностных суждений или схоластических дебатов, важно понять, в каком дисциплинарном контексте и какими методами изучается проблема терроризма. С дисциплинарной точки зрения заслуживает внимания ракурс политической и шире — социально-культурной антропологии, который предостерегает от системного фетишизма и обращает внимание на культурный контекст и на своего рода низовую этнографию терроризма. Этот подход полезен, ибо помогает уйти от устойчивых образов неких коллективных тел, движений и институтов, которые, якобы, и определяют "большие события". На самом деле проблема сложнее и тоньше, и далеко не все определено историей, социально-экономическими факторами или религиозной доктриной.

СМИ и ксенофобия

Автор: 

Проблема противодействия ксенофобии в средствах массовой информации, при всей ее очевидности, является одной из наиболее сложных для осмысления и воздействия. Главная трудность – это сам субъект анализа в виде журналистского сообщества, которое далеко не всегда готово признать наличие данной проблемы, а тем более - внести коррективы в свою работу. Журналист, чаще, чем представители других гуманитарных профессий, склонен считать себя правым и почти всегда готов использовать доступное ему печатное слово в собственную защиту. Еще сложнее – анализ устного и печатного слова или видео образов, через которые осуществляется информационная коммуникация и медийное послание. Тем более, что многие журналисты полагают, что никакого послания, кроме как информационного, они не осуществляют и никакого специального воздействия на свою аудиторию не оказывают.

Отрицание России

Автор: 

Пять лет тому назад автор уже писал на тему о парадигме кризиса в России и провале отечественной экспертизы в оценке происходящего в стране с точки зрения условий жизни людей[1]. Однако эта позиция осталась девиантной в господствующей оценке результатов российских трансформаций. Некоторые критики назвали мои суждения "заказными" (правда, не указав заказчика), другие сочли их причудой директора академического института, который живет, "под собою не чуя страны"[2]. Я решил вернуться к этой проблеме, ибо неадекватность восприятия российских реалий, кризис понимания жизни в России обретает не просто драматический, но и явно разрушительный для страны характер.

Этнология и политика. Научная публицистика. (глава "Кризисная парадигма в России")

Автор: 

В 2000–2001 гг. я посетил ряд волжских городов, в том числе Ярославль, Кострому, Кинешму, Нижний Новгород, Казань, Самару, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань. Последняя поездка в августе от Казани до Астрахани была связана с участием в международной конференции “Великий Волжский путь”, организованной коллегами из Татарстана в связи с подготовкой празднования 1000-летия Казани в 2005 г. Осматривая останки древнего города Булгара, стоявшего почти тысячу лет тому назад на высоком волжском берегу в центре важнейшего торгового пути между Северной Европой и бассейном Каспия, невольно думаешь, сколько еще тайн хранит наша история, несмотря на героические усилия ученых – археологов и историков реконструировать прошлое. Но и сегодняшняя наша жизнь не столь проста для понимания современниками, как, вероятно, она была не во всем ясна путешественникам, особенно из дальних стран, которые оставили нам свои описания древних народов и мест их проживания. Взглядом социально-культурного антрополога, который использует этнографический метод включенного наблюдения, я увидел многое то, что скрыто от других специалистов-обществоведов, которые полагаются прежде всего на официальную статистику, макроэкономические анализы, опросы общественного мнения, политические заявления и бытовую риторику.

Русский мир: смыслы и стратегии

Автор: 

Российский народ создал самое обширное государство в мире и входит в число десяти самых крупных по численности народов мира. У нашего государства много выдающихся достижений и вклад его в мировую цивилизацию и в мировую культуру более чем примечателен. Далеко не всем государствам и народам удается породить феномен глобального размаха, который можно было бы назвать «миром», т.е. трансгосударственным и трансконтинентальным сообществом, которое объединено своей причастностью к определенному государству и своей лояльностью к его культуре. Такими мирами обладают, наряду с Россией, только Испания, Франция и Китай. Возможно, Ирландия вместе с Великобританией. «Мир» или диаспора - это не просто сумма эмигрантов, выехавших с территории исторического государства в разные эпохи и в разные страны. Это близкие, но не совпадающие явления. Ясно, что без массовой эмиграции невозможно возникновение культурно родственного населения за пределами государства. Но само по себе большое число не гарантирует возникновение за рубежами Родины родственного внешнего мира.

Этнология и политика. Научная публицистика. (предисловие и часть первая)

Авторы : 

Ученому-этнологу не так просто издавать книгу, в названии которой слова “политика” и “публицистика” могут насторожить постороннее академическое ухо. Слово политика для некоторых исследователей этноисторических проблем кажется почти ругательством, а слово публицистика пугает возможностью отступления от научных стандартов. После 35 лет занятий наукой (моя первая научная работы была опубликована в 1966 г.) эти опасения мне не кажутся столь серьезными, и для этого есть особый резон. Во-первых, фактически нет обществоведческих занятий вне политики, а тем более вне поля властных и идеологических взаимодействий. Этнологическая наука, изучающая культурное многообразие людей и человеческих сообществ, да еще в многоэтничной стране, не может быть в стороне от политики. Более того, в бывшем СССР и в новой России последние полтора десятка лет именно эта дисциплина оказалась одной из наиболее востребованных в ходе радикальных общественных трансформаций. Пожалуй, нигде и никогда столько много профессиональных этнографов и близких им по занятиям обществоведов не совершили “обряд перехода” из профанного в сакральное, т.е. участвовали во власти или в активной политической деятельности. Достаточно привести примеры политиков “первого уровня”: Г.В. Старовойтова в России, Л. Чибиров и А. Чочиев в Южной Осетии, А. Галстян и А. Мкртчян в Армении, В.Г. Ардзинба в Абхазии. Трое из них трагически погибли в жестокостях нашего времени. Десятки лидеров так называемых национальных движений от имени разных этнических сообществ вышли из среды этнографов, филологов, фольклористов и им подобных. Прожитые полтора десятилетия нуждались в гуманитариях, а сами гуманитарии были активными участниками и соавторами свершающихся событий. Хорошо или плохо, когда столь много ученых-гуманитариев прямо или косвенно, с энтузиазмом или без него, участвуют в политике, а значит, в управлении и в переустройстве общества, – вопрос не такой однозначный. Французский философ М. Фуко считал, что лучше держаться подальше от гуманитариев с их часто утопическими проектами в то время, когда управленцы заняты делом общественного переустройства. Другие, наоборот, уверены, что без научных концепций и без ученых управлять и переустраивать общество невозможно. В любом случае, в культурно сложных сообществах всегда есть потребность в дополнительном знании “другого” (языка, обычаев, интересов, связей, мировидения), а также существуют специфические проблемы организации и управления обществом, которые требуют общественного соучастия ученых-этнологов. Я уже давно пришел к выводу, что “научное управление обществом” есть химера, но и управление обществом без добротной научной экспертизы – безответственная импровизация.

Этнология и политика. Научная публицистика. (глава "Феномен сепаратизма")

Автор: 

Современный сепаратизм как политическая программа и как насильственные действия основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения: каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию. На самом деле такого смысла нет ни в правовой теории, ни в национальных законодательствах, ни в международно-правовых документах. Последние трактуют право народов на самоопределение, имея в виду признание существующей системы государств и право территориальных сообществ (а не этнических групп) определять систему управления согласно демократически выраженной воле и не в ущерб остальному населению. Самоопределение, особенно для этнических групп, – это прежде всего право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Сепаратизм в его этническом варианте – это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Для сепаратистов самоопределение есть всегда отторжение общего государства, политическое и культурное разделение. Ошибкой идеологии и практики посткоммунистических трансформаций было неразличение задач демонтажа несо стоятельной политико-идеологической системы СССР и задач улучшения правления и урегулирования противоречий в многоэтничных сообществах. Этнонационализм, в том числе в форме явочной сецессии, был неосмотрительно принят в союзники демократических преобразований, несмотря на свою утопичность и плохой послужной список в человеческой истории.

Pages