Москва

Этнополитические и социально-культурные условия формирования гражданской солидарности (опыт Москвы)

Автор: 

Центральная задача городской целевой Программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005–2007 гг.)», направленные на создание условий и организацию мероприятий, предназначенных содействовать развитию гражданского общества, укреплению российской государственности, консолидации москвичей, «гармоничному сочетанию общегосударственных интересов и прав граждан на сохранение своей этнокультурной, языковой и религиозной принадлежности, утверждение атмосферы межнационального согласия»1, не может решаться в отрыве от динамики социально-экономических процессов, от характера институтов и ведомств социокультурной инфраструктуры города, от материального благосостояния и диапазона социальной поляризации граждан. В связи с этим наряду с разработкой механизмов и программ, содействующих решению задач формирования гражданской солидарности москвичей различных национальностей, необходимо систематическое изучение реальных социально-экономических и социально-культурных условий, в которых живут москвичи. При этом особое значение в условиях крупных миграционных вливаний в столицу, имеет сравнение социальной динамики в Москве с социальной атмосферой, установившейся в республиках Российской Федерации.

Москва многонациональная: конфликт или согласие? (по данным опроса московских школьников)

Москва - это город с уникальными политическими, социально-экономическими и культурными условиями, в котором сейчас наиболее активно осуществляется реформирование во многих сферах общественной жизни. Оставаясь в основном русским городом (по данным переписи населения 1989г. русские составляли в нем около 90% населения), Москва, как известно, одновременно является и огромным полиэтничным мегаполисом, издавна заселенным представителями разных национальностей. До сих пор в московской топонимике сохраняются некоторые старинные немецкие, татарские, армянские, грузинские и другие названия, свидетельствующие в том числе и о долгой совместной мирной жизни в Москве людей разной национальной принадлежности.

Евреи Москвы в 90-е годы XX века: Действительно ли происходит религиозный ренессанс?

Автор: 

Верующие евреи-иудеи Москвы и ближнего Подмосковья объединяются в настоящее время (на конец 1998 г.) несколькими религиозными общинами. Исторически самая старая, существующая с 19 в. - это московская еврейская религиозная община, имеющая своим центром Главную хоральную синагогу в Б. Спасоглинищевском переулке; там же базируются община горских евреев “МЕРОС”, община грузинских евреев, община бухарских евреев, использующие для своих культовых нужд отдельные помещения этой синагоги. Свои молитвенные дома (или используемые для этих нужд помещения) имеют перовская община “Шамир”, войковская община, община иешивы “Торат Хаим”, общины в Малаховке, Салтыковке, Зеленограде.

Москва многонациональная: конфликт или согласие? Анализ московской прессы - введение в проблему

Распад СССР дал толчок многим сложным общественным процессам, в том числе резкому всплеску миграций. Среди крупных городов, особенно притягивающих мигрантов из регионов бывшей огромной страны, лидирует Москва, оказавшаяся в этот период, в силу определенных обстоятельств, одним из наиболее жизнеспособных регионов. В последнее десятилетие в российскую столицу направился поток из бывших ранее союзными республик не только русских мигрантов, но и представителей других национальностей из бывших ранее союзными республик, либо пытающихся убежать от военных конфликтов, либо ищущих работу и лучшую жизнь.