визуальная антропология в России

Киноантропология

Насколько статика информативна, настолько динамика увлекательна. Фотография позволяет себя разглядеть, кино, напротив, поглощает зрителя. Если остановленным изображением можно овладеть, то движущемуся удобнее подчинится. Стоп-кадр — не только фотография, но и идеальный образ, философская категория, слово в словаре. В реальности стоп-кадра нет, но человеку удобнее представлять поток жизни как множество статичных точек.

Поиск общего языка (идеологический подтекст визуальной антропологии в современной России)

Выступления, обсуждения фильмов, дискуссии, проходившие в последние годы в рамках различных семинаров и конференций по визуальной антропологии (ВА), сводились по сути к одному – к констатации того очевидного факта, что существует настоятельная потребность в осмыслении предмета, метода, путей развития ВА в России. Запрос налицо, предложений много, но ни одно до конца почему-то не устраивает. Эта непростая ситуация, на мой взгляд, – естественное следствие отставания теоретической и методологической рефлексии от опыта практической работы. Если на Западе теория и практика ВА в течение десятилетий развивались параллельно в рамках культурной (социальной) антропологии, то в России практика оказалась оторванной от ее осмысления. Теоретическая база почти отсутствует, учебные курсы по ВА читаются лишь в трех университетах страны, дисциплина не имеет академического статуса и пока еще представляет собой некий странный междисциплинарный и со всех сторон маргинальный феномен. Добавьте к этому слабое знакомство с зарубежной литературой по ВА и отсутствие в нашей стране специальных периодических изданий.