счет родства

Отечественная теория «первобытности» и социальная организация австралийских аборигенов

До совсем недавнего времени в нашей этнологии анализ материалов по охотникам и собирателям всегда был составной частью изучения бесписьменных и безгосударственных культур, а оно, в свою очередь, велось как вспомогательное средство для разработки общей теории эволюции человеческого общества, т.е. реконструкции первобытной истории. Эта традиция перешла к нам от дооктябрьской эпохи. От нее нам досталось и весьма солидное наследство.
Первобытной историей интересовались и первобытную историю разрабатывали крупнейшие русские ученные, блестяще образованные, cвободно читавшие научную литературу на иностранных языках, сотрудничавшие с зарубежными учеными, следившие за достижениями современной им научной мысли заграницей.

Гармония родства

Проблемы родства всегда слыли сложнейшей областью этнологии. Их изучение до сих пор все еще узко специализировано, в известном смысле «эзотерично». Однако если разобраться, овладение ими не представляет собой сверхтрудной задачи. Главным образом оно осложняется нарочитой специализированностью и схоластической формализацией терминологического аппарата, а также разнобоем в толковании центральных понятий. Унификация и прояснение терминологии, подчиненные стремлению к ее максимальной точности и целесообразности, могли бы сделать проблемы родства доступными любому этнологу и существенно облегчить понимание реальной организации родственных структур, т.е. лишить сферу изучения родства ее «эзотеричности». В конечном счете, как нам хотелось бы показать, сфера родства — человеческих отношений и человеческих идей, интеллектуальных моделей этих отношений, — проста, логична, красива и разумна, т.е. гармонична.