Приматология

Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека

Рост насилия в современном обществе, постоянные сообщения прессы о массовых беспорядках в разных точках земного шара, многочисленные гражданские и межэтнические конфликты заставляют исследователей социального поведения человека снова и снова обсуждать природу агрессии [I].
В специальной литературе выделены три основные теории агрессии: 1) биологическая, или инстинктивная, согласно которой агрессивная энергия накапливается внутри человека; 2) фрустрационная, по которой агрессия - следствие расхождения между уровнем запросов и реальных личностных достижений; 3) теория социального научения, сторонники которой полагают агрессивное поведение исключительно результатом научения.
Данные археологов, историков, культурных антропологов, этологов и психологов свидетельствуют о том, что агрессия сопровождала человека на всем протяжении его эволюции и продолжает присутствовать в современном мире. Таким образом, это вовсе не побочный продукт индустриальной культуры. Не только угрозы, но и летальная агрессия зарегистрированы в самых различных по социальной структуре, уровню экономического развития, географическому местоположению общества -у охотников-собирателей, в том числе эгалитарных (бушмены, хадза, австралийские аборигены), у земледельцев (янамами Венесуэлы, джебуси Новой Гвинеи) и скотоводов. История хранит многочисленные упоминания об актах жестокости и насилия в отношении побежденных противников. При взятии Трои просвещенные греки казнили всех мужчин старше 10 лет, а оставшиеся жители - женщины и дети — были проданы в рабство.

Человек и человекообразные обезьяны: языковые способности и возможности диалога

Представлен обзор современных исследований, посвященных эволюции когнитивных способностей человекообразных обезьян и человека. Обсуждается интеллектуальный потенциал человекообразных обезьян в связи с их достижениями по усвоению языка. Недавние исследования по обучению обезьян языку дают отчетливое подтверждение того, что шимпанзе, бонобо и гориллы обладают предпосылками символического мышления. Человекообразные обезьяны способны к намеренному обману, демонстрируют чувство юмора и, несомненно, обладают зачатками мышления. Они могут обучать друг друга языку. Некоторые из них располагают символы в правильной семантической последовательности и владеют рудиментарными правилами грамматики. Человекообразные обезьяны могут ассоциировать конкретные понятия с конкретными символами, но их способности к овладению синтаксисом ограничены. Лингвистические способности обезьян сопоставимы с таковыми маленьких детей, только начинающих осваивать язык. Человеческий язык основан на наличии целого набора специализированных когнитивных способностей.