изучение религии

История религии

Автор: 

Уже в глубокой древности человек обратил внимание на тот факт, что религия, вера
в Бога или богов — явление всеобщее. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных
нужду» — говорит как о само собой разумеющемся Гомер [Од. 3, 48]. «Ты можешь
видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не
видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв» — указывал
другой великий эллин — Плутарх (45—127). «Из всего множества разнородных тварей,
— пишет Цицерон (106—43) — нет ни одной, кроме человека, которая имела бы какое-
либо понятие о Боге; между людьми нет ни одного народа такого дикого и грубого,
который не сознавал бы, что он должен иметь Бога...» [О законах. I, 8].
На древнем Востоке веру полагали самой сердцевиной человеческой личности. В
священнейшем тексте Индии, в Бхагавадгите, «Благой Господь» объяснял царевичу
Арджуне:
О сын Бхараты! Вера тварей сообразна их внутренней сути; человек состоит из
веры: какова его вера — таков он.
[Бхг. 17, 3]

Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии (введение и глава 1)

В этой книге мы ставим перед собой цель исследовать наиболее простую и неразвитую первобытную религию из всех религий, известных в настоящее время, проанализировать ее и попытаться ее объяснить. Мы говорим о религиозной системе, что ей в наибольшей степени присущи черты первобытности, из всех религий, доступных нашему наблюдению, если она соответствует двум условиям. Во-первых, необходимо, чтобы общества, в которых она встречается, не имели себе равных по простоте организации1. Во-вторых, необходимо, чтобы ее можно было объяснить, не прибегая к какому бы то ни было элементу, заимствованному из предшествующей религии. Мы постараемся описать устройство этой системы настолько точно и достоверно, насколько это мог бы сделать этнограф или историк. Но наша задача этим не ограничивается.

Оккультизм, колдовство и моды в культуре, Мирча Элиаде

Авторы : 

С возрастом у всякого плодовитого автора непременно наступает такой момент, когда он обнаруживает, что многие из задуманных им и наиболее дорогих его сердцу книг так и остались ненаписанными. Не знаю, как реагируют на такое неприятное открытие другие авторы, но что касается меня, то я с печальным смирением решил отказаться от завершения ряда работ, подготовленных или частично написанных за последние двадцать пять лет. Однако, как обычно случается, время от времени я пользовался этими заметками и материалами при подготовке лекций, выступлений и журнальных статей. Разумеется, такие случайные эссе не являются обобщением результатов многолетних исследований, и в них не всегда бывают последовательно изложены многие аспекты рассматриваемой темы. Но их преимущество в том, что, будучи подготовлены для аудитории, состоящей, по большей части, из неспециалистов, они становятся доступными любому мыслящему читателю.

Шаманизм: Архаические техники экстаза, Мирча Элиаде

Авторы : 

Насколько нам известно, предлагаемое вниманию читателя исследование является, вероятно, первой попыткой охватить весь комплекс шаманизма и определить его место в общей истории религий, - это уже само по себе говорит о неизбежном несовершенстве, неточности и риске предпринятой нами работы. Сегодня мы располагаем массой материалов, касающихся различных типов шаманизма: сибирского, северо- и южноамериканского, индонезийского, народов Океании и т. д. С другой стороны, ряд во многих отношениях превосходных работ положил начало этнологическому, социологическому и психологическому исследованию шаманизма (или, точнее, его отдельных типов). Однако кроме нескольких достойных внимания исключений - мы имеем в виду прежде всего труды Харвы (Хольмберга) об алтайском шаманизме, - многие авторы обширной литературы по шаманизму пренебрегли интерпретацией этого чрезвычайно сложного явления в рамках общей истории религий. Поэтому мы попытались осмыслить и представить шаманизм именно с точки зрения историка религий.

Религии Австралии. Мирча Элиаде

Авторы : 

Западная наука почти сто лет вырабатывала различные гипотетические реконструкции происхождения и развития примитивных религий . Раньше или позже все эти труды устаревали, и сегодня они значимы только для истории западной мысли. В последние тридцать или сорок лет «историчность» примитивных культур и религий была признана повсеместно. Ни один современный этнолог или историк религии не считает, что примитивные народы — «дети природы» (Naturv?lker) , что они не «жили в истории» и не менялись в ней. Основное отличие при сравнении с другими типами культур состоит в том, что примитивные народы не столь сильно интересуются тем, что мы называем «историей», то есть серией необратимых событий, которые происходили в линейном, историческом времени. Их интересует скорее их собственная «священная история», то есть мифические и творческие акты, основавшие их культуру и институты и даровавшие смысл человеческому существованию. В основу этой, книги положен курс лекций, прочитанный мной в Чикагском Университете в 1964 году. Я благодарен моим бывшим студентам Нэнси Ауэр и Альфу Хилтебейтелю за их работу по корректировке и стилистическому усовершенствованию текста, который был ранее опубликован в «Истории религий». Данное предисловие впервые увидело свет в виде статьи «О понимании примитивных религий» в коллективном труде [Glaube und Geschichte (Festschrift f?r Ernst Benz)], опубликованном Э.Дж.Бриллем в 1967 году.