Африка южнее Сахары

Институт Африки Российской академии наук

Институт Африки РАН

Институт Африки РАН (ИАф РАН) – научно-исследовательское бюджетное учреждение в составе Российской академии наук (РАН), ведущий центр российской африканистики. Уже более полувека научные сотрудники Института занимаются исследованием исторических, социально-политических, экономических, этнокультурных проблем нескольких десятков независимых государств, появившихся на Африканском континенте в результате крушения колониальной системы. За этот период была создана солидная научная база развития советско-африканских, а впоследствии российско-африканских отношений. Научные сотрудники, в разные годы работавшие в Институте Африки, внесли весомый вклад в развитие отечественной африканистики, имена многих из них хорошо известны в мировых центрах по изучению Африки.

Почему хадза Танзании продолжают в наши дни заниматься охотой и собирательством?

Жилище хадза

В 2006 г. в период с сентября по октябрь включительно, экспедиция ИЭА РАН в составе: Бутовская М.Л. (руководитель), Буркова В.Н., Драмбян М.И. и Дронова Д.А. работала на севере Республики Танзания, в районе оз. Эйяси, преимущественно на его восточном берегу. Наш проект - первое полевое исследование российских антропологов (включая также советский период) в Восточной Африке, направленное на изучение традиционных культур этого региона.

Повседневный торг с государством: деловые агенты, посредники и зазывалы в лабиринтах сенегальской администрации

Их называют ходатаями, деловыми агентами, мобильными посредниками, juuti1, "судебными волонтерами", гражданским таможенным персоналом. Некоторые из них работают на администрацию в качестве внештатных или добровольных сотрудников и оказывают ей помощь в сборе налогов, обнаружении мошенников, в выполнении бюрократической работы. Другие же занимаются неофициальной посреднической деятельностью и предлагают свои услуги людям, попадающим в лабиринты сенегальской бюрократии, в какую бы службу они ни обратились.

Символы в африканском ритуале

Авторы : 

Каждый, кто сколь-нибудь долго жил в сельских районах Африки южнее Сахары, не мог не быть поражен значением ритуала в жизни сельских жителей, а также тем фактом, что ритуалы состоят из символов.
Ритуал — это стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются па специально подготовленном месте и предназначаются для воз-действия на сверхъестественные силы или существа в интере-сах и целях исполнителей. Ритуалы могут быть сезонными, по-священными культурно отмеченному моменту перемен климатического цикла или началу такого рода деятельности, как по-сев, жатва или передвижение с зимних пастбищ на летние; ри-туалы могут быть также зависящими от обстоятельств, вызван-ных критическими периодами в жизни отдельного человека или коллектива

Нуэры, Эдвард Эванс Притчард

В этом томе я описываю те способы, какими один из нилотских народов добывает себе средства к существованию, и его политические институты. Собранная мною информация о его домашнем быте будет опубликована в следующем томе. Нуэров', именующих себя нат (ед. ч. ран), насчитывается примерно 200 тыс. человек, и живут они на болотах и в открытых саваннах, раскинувшихся по обе стороны Нила к югу от его слияния с реками Собат и Бахр-эль-Газаль и по обоим берегам этих притоков...
Исследование преследует две Цели: описать жизнь нуэров и раскрыть некоторые принципы построения их социальной организации. Мы стремились как можно лаконичнее рассказать о их жизни, и, отбросив большое количество материала, включили в книгу лишь то, что отвечает ограниченной теме нашего исследования.

Нуэр (The Nuer), Роберт Гарднер (фрагмент фильма)

Кадр из фильма Нуэр (The Nuer) Роберта Гарднера

Нуэры, народ в Африке, живущий на болотах и в открытых саваннах, раскинувшихся по обе стороны Нила к югу от его слияния с реками Собат и Бахр-эль-Газаль и по обоим берегам этих притоков. Их непосредственные соседи, динка, шиллук и арабы, называют их нуэрами.

Центр истории и культурной антропологии Института Африки Российской академии наук

Здание Института Африки РАН

Основу концепции деятельности Центра составляет следование таким принципам, как: постановка истории и культуры стран и народов Африки в широкий теоретический и конкретный контекст, предполагающий их изучение в связи с историческим и культурным развитием других регионов планеты и человечества в целом; охват максимально широкого спектра исторической и антропологической проблематики при соблюдении баланса между тематикой, традиционной для данных научных дисциплин на протяжении уже многих десятилетий, и ставшей актуальной лишь в последнее время; стремление к синтезированию отечественных и мировых традиций в области методологии и методики исследований; рассмотрение исторических, социальных, политических, этнических и прочих проблем в общекультурном контексте изучаемых обществ и цивилизаций; утверждение теснейшей связи между историей и культурной антропологией, а также между ними и политологией, социологией, другими научными дисциплинами.