Северный Кавказ и Закавказье

Из истории борьбы с кровной местью в Ингушетии

Рис. 1. Примирение кровников в селении Сурхахи Назрановского района.

Кровная месть еще сохранилась на территории России преимущественно среди народов Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни. Вместе с тем убийства, совершаемые по мотиву кровной мести, встречаются не только в регионах Российской Федерации, но и во многих странах мира, например в Греции, Албании, Сербии, Италии, на Корсике, в Японии, в странах Ближнего Востока. Этот древний обычай общинно-родового строя также бытует на территории Туркмении, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Татарстана, Грузии, Абхазии, Азербайджана.

Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской автономной области. «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской АО, несмотря на ее многонациональный состав, отличается значительно большей стабильностью, чем в некоторых других районах Кавказа, например Северо-Осетинской АССР и Чечено-Ингушской АССР, не говоря уже об Абхазии и НКАО.

В то же время в регионе можно отметить моменты, свидетельствующие о существенной культурной неудовлетворенности местных народов, о напряженности в национальной сфере при решении кадровых вопросов.

Национальная и межэтническая ситуация в области расселения ногайцев «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

Общая численность ногайцев составляет по разным подсчетам от 60 до 80 тыс. человек. Ногайцы расселены в области Ногайской степи – Ставропольский край. Дагестанская АССР, Чечено-Ингушская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Астраханская область. Почти все районы, где живут ногайцы, характеризуются сходными почвенно-климатическими условиями. Большая часть Ногайской степи – естественные пастбища. Земледелие здесь имеет второстепенное значение, несколько увеличившееся после строительства в 1958 г. Терско-Кумского канала.

О национальной ситуации на Северном Кавказе. «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

Национальная ситуация на Северном Кавказе характеризуется в настоящее время повышенной конфликтностью. Однако степень и формы ее проявления различны у разных народов и в разных автономиях.

Легенды и предания о святых, святилищах, об оберегах, атрибутах

Осетинский танец "Цоппай" исполнявшийся в случае смерти человека от удара молнии

Святое место, святилище - является топонимическим объектом: для традиционного осетина в качестве почитаемого, для жителя не традиционно воспитанного или гостя - это точка обозначения местности. Нами собран фольклорный материал, связанный со святилищами Осетии, но теоретического осмысления в полной мере он не получил. Поэтому часть нашего исследования будет посвящена легендам, преданиям, историям наказания за непочитание святилищ, историй происхождения и других различных историй, происходящих со святилищем и в связи с ним, о местности, где находится святилище и т.д.

Современные формы ислама на Кавказе

Ислам на Кавказе имеет богатую и древнюю историю. Появление первых мусульман произошло еще в первый век существования ислама. Традиционно на Кавказ ислам проникал с двух направлений. С юга, из Месопотамии и Ирана, шло проникновение суннизма шафиитского толка (мазхаба) и шиизма имамитского толка. С севера, из Средней Азии через Золотую Орду, а затем из ее осколков сюда проникал суннизм ханафитского толка. Оба эти направления также оказывали на Кавказ суфийское влияние, и здесь распространились практики самых разных суфийских орденов – накшбандийя, кадирийя, шазилийя. Современная карта распространения ислама на Кавказе сильно изменилась.

О межэтнических взаимодействиях в Дагестане.

Северный Кавказ давно привлекает внимание ученых всего мира многообразием этносов, конфессиональными различиями. Специфика местных социумов, происходящая от характера этногенезов, изолированности природных зон проживания и психоментальных особенностей народов Северного Кавказа оценивается специалистами как уникальная.

Специфика менталитета молодежи традиционных этносов Дагестана

Сегодня для науки и для общества в целом характерно стремление к замене утерянных социальных идеалов новыми, национальными, способными помочь в восстановлении нарушенной идентичности. Этим объясняется и значительный интерес к истории своего народа, который наблюдается в настоящее время, к своей культуре, мифам, традициям, религии. Специфика менталитета вызывает интерес и у политиков, которые стремятся воздействовать на процесс формирования идеологии и повысить социальную адаптацию людей.