Сибирь и Дальний Восток

Костюм женщин-воительниц у ранних кочевников

Автор: 
Костюм воительниц «мужского» типа из святилищ Устюрта (по С.А. Яценко, рисунок Б.Т. Цогоева).

Тема воительниц у ранних кочевников имеет немало сложных аспектов. Сегодня многое остается непонятным как в интерпретации археологических материалов по ним, так и в соотношении этих данных с краткими сообщениями древних авторов [1]. Нашу задачу осложняют нарушение уже в древности подавляющего большинства таких комплексов и, напротив, отсутствие аналогий деталям немногих хорошо сохранившихся погребений. Достоверных определений пола и возраста предполагаемых женщин-воительниц также очень мало. К сожалению, могилы, где костюм воительниц представлен большим количеством сохранившихся элементов, очень редки.

Актуальные вопросы современного развития экономики и культуры хантов. «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

С 21 июля по 17 августа с.г. сотрудники Института этнографии АН СССР в составе отряда Северной экспедиции вели полевую работу в поселках Варьеган Нижневартовского района и Угут Сургутского района Ханты-Мансийского а.о.

Младенческая и детская заболеваемость и смертность в России в условиях глобальных экологических изменений

Младенческая смертность в первой половине XX века в ряде стран (по годам).

Одним из факторов глобальных экологических изменений являются мировые войны. Проблема эта мало изучена в литературе. Однако она актуальна, особенно в настоящее время, поскольку ведет к тяжелейшим демографическим кризисам и катастрофам. Лакмусовой бумагой ухудшения демографической ситуации всегда служат показатели детской и особенно младенческой заболеваемости и смертности.

Становление и динамика облика населения Сибири и Казахстана

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар

В данной работе представлены результаты исследования — визуальной характеристики внешнего облика населения Сибири и Казахстана от неолита до современности. Для этого привлекались кранио­логические материалы из большого количества могильников, по которым был выполнен ряд скульп­турных и графических реконструкций, в каждом случае выполненная реконструкция сопровожда­лась антропологическим описанием в виде словесного портрета. Уникальная методика прогнозирова­ния живого лица на основе черепа (так называемая программа краниофациального соответствия), раз­работанная в лаборатории антропологической реконструкции, позволяет переходить от признаков черепа к признакам лица с особым упором на индивидуальные особенности черепа. Эта программа с большой точностью воспроизводит внешний облик конкретного индивидуума, характеризуя его и как представителя определенного антропологического типа, и как индивидуальность с присущей ей физи­ономической неповторимостью.

Народное сознание и культура севернорусского населения

Проблема народного сознания русских, как и «русский вопрос» в целом, стала особенно актуальной в нашей действительности, когда активизировалось проявление этнического и других видов сознания всех народов России и бывшего СССР. Эта проблема в отношении русского народа стала особенно острой и крайне необходимой для современного научного этнографического рассмотрения, ибо оно слишком долго «молчало», когда заходила речь об исследовании разных аспектов этнокультурного развития русских. Предпочтение отдавалось изучению других, «братских» народов, населявших наше отечество. Предполагалось, что русские – наиболее изученный народ России, и в его статусе, жизни и развитии все «устоялось», все понятно, и обращать особое внимание на все это нет нужды.

Сюжеты шорских эпических сказаний о богатыре Кара-Хане1 [1]

Автор: 

В литературе неоднократно отмечалась важность существенного расширения источниковой базы для изучения шорского героического эпоса. Это пожелание очевидно, особенно если учитывать крайне незначительное количество опубликованных эпических текстов. Всего ранее было опубликовано лишь 20 полных самостоятельных сюжетов: четыре – Г.Ф. Бабушкиным на шорском языке (Бабушкин 1940), четыре – Н.П. Дыренковой на шорском и в переводе на русский язык (ШФ 1940) и еще один текст из собрания исследовательницы был опубликован мною на русском языке (Дыренкова 1999), пять ранее неизвестных текстов были изданы на русском языке в литературной обработке А.И. Смердова (Ай-Толай 1948), два эпических сказания опубликованы А.И. Чудояковым на шорском и в переводе на русский язык (ШГС 1998), еще одно сказание на шорском языке помещено нами в одном из предыдущих номеров этого бюллетеня (Турушпанов 2003) и, наконец, в 2008-09 гг. на шорском и в переводе на русский язык появились еще три эпических текста (Духовная Шория 2008: 32-239; Токмашов 2007; 2009).

Основные тенденции постсоветской этнокультурной политики в республике Алтай

Автор: 

Наблюдаемый в настоящее время процесс глобализации, затронувший в той или иной мере все страны мира и входящие в них социоисторические организмы, ведет к унификации практически всех областей жизни населяющих их народов, в том числе и их культуры. В Российской Федерации есть регионы, в которых проживают различные этносы с частично сохранившейся этнической культурой – это, в первую очередь, Сибирь и Северный Кавказ. Проблема сохранения, возрождения или модернизации этнической культуры является частью национальной и культурной политики нынешней российской администрации. Нужно ли создавать для этнических регионов специальные программы по сохранению и возрождению этнических культур, если процесс культурной глобализации неизбежен? Какова роль федеральных и местных (республиканских) учреждений культуры в процессе формирования современного культурного социума?

В предлагаемой работе, основанной на собранных в 2001 г. этнографических материалах, а также данных из архивов районных отделов культуры, будут рассмотрены принципы формирования современной этнокультурной политики в республике Алтай.

В республике Алтай, по данным на 1998 г., проживает около 30 % алтайцев, 60 % русских и 5,6 % казахов. Алтайцы не представляют собой единого этноса: есть северные алтайцы. К ним относятся тубаралары, кумандинцы, челканцы, шор-цы1. Есть южные алтайцы – это алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты. Самый многочисленный субэтнос алтайцев – алтай-кижи. Статус малочисленных народов официально закреплен за кумандинцами, челканцами, тубаралами и телеутами.

Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера.

На рубеже XX и XXI веков общество открыло для себя новый феномен — этническое возрождение или этнический парадокс современности. Сущность этого явления заключается в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождении интереса к этнической идентичности, языку, культуре, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности.

Психология личности в условиях традиционной преемственности деревни Русского Севера.

Автор: 

Проблема выявления психологических особенностей личности в соотношении с условиями ее бытия и развития представляется актуальной для рассмотрения психологии личности в изменяющемся мире. При этом мы не должны забывать о принципиальном значении традиционной преемственности.

Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях

В современных условиях политического и социально-экономического кризиса, когда этнические общности попадают в экстремальные ситуации и оказываются аварийными группами, возрастает потребность в психологических знаниях для сохранения стабильности межэтнических отношений, поддержания этнического самосознания.

Жизнеобеспечение и адаптивная стратегия эвенков в конце xx века (север Туруханского района Красноярского края).

Многие исследователи, признавая важность сохранения традиционной хозяйственной деятельности народов Севера на современном этапе, высказывают пессимистические соображения по поводу перспектив ее дальнейшего функционирования. Отмечается, что существование людей за счет традиционного хозяйства в современных условиях исключительно рыночных отношений осложнено невозможностью получения от него необходимых доходов, а также просто отсутствием возможности выжить. Важная причина такому положению дел кроется в том, что “традициях северных народов никогда не было производства продукции на рынок”82. Более того, во многих регионах проживания коренных народов рыболовство и охота вовсе не являются основными занятиями и не могут быть источником жизнеобеспечения83. Другие авторы полагают, что традиционное природопользование необходимо развивать на основе приоритетной государственной поддержки84. С этим трудно не согласиться, но государство далеко не всегда желает или оказывается в состоянии это сделать.

Народы севера Иркутской области

Автор: 

Работа посвящена народам Севера – эвенкам и тофаларам, которые живут в административных границах Иркутской области. Ранее мной были опубликованы работы по народам Севера Магаданской области и родовым общинам народов Севера в республике Саха (Якутия). Все они представляют собой предварительный результат исследования этнографических и социокультурных изменений последних десяти лет в Сибири и на Дальнем Востоке.

Биосферный резерват как форма сохранения этнической культуры (на примере юганских хантов)

Юганский бассейн является оптимальной базой для реализации модели биосферного резервата, что обуславливается рядом факторов. Во-первых, здесь находится Государственный Юганский заповедник. Это ядро БР, которое является первичной зоной природоохранной деятельности и научных исследований физической среды и биоты. Во-вторых, на внешней периферии заповедника по берегам рек Большой и Малый Юган, которые охватывают заповедник с обеих сторон, лежит территория компактного проживания юганских хантов, насчитывающих более восьмисот человек.

Конфессиональный состав населения России

Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации. Тем не менее, подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются и большинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживаются и бoльшая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

Причины землетрясения 2003 года в Кош-Агачском районе Республики Алтай глазами алтайцев

В 2003 году на территории Республики Алтай произошло чрезвычайно сильное землетрясение. Толчки достигали восьми баллов по шкале Рихтера. Эпицентр этого стихийного бедствия находился в Кош-Агачском районе Республики Алтай, районе, где летом 2005 года проходила наша экспедиция.