Европейская часть Российской Федерации

Культ священных рощ в Ярославщине

Автор: 
Воскресенская церковь на Обноре

Культ «природных святынь», имеющий в своей основе архаичные, дохристианские представления, на протяжении долгого времени занимал и занимает важное место в духовной жизни русских постмерянских территорий центральной России. Несмотря на различные меры, предпринимавшиеся Московской православной церковью по борьбе с этим «остатком язычества», данный пласт народной культуры не исчез, а остался на уровне поверий и тесно связанных с ними фольклорных текстов и обрядов.

Слово о законе и благодати митрополита Илариона

О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей.

Антропологический состав средневекового населения Среднего Поволжья по данным одонтологии (автореферат)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Специальность 03.03.02 - Антропология
Работа выполнена в Отделе антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Зубов Александр Александрович
Научный консультант: доктор исторических наук Васильев Сергей Владимирович
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук Яблонский Леонид Теодорович (Институт археологии РАН)

Младенческая и детская заболеваемость и смертность в России в условиях глобальных экологических изменений

Младенческая смертность в первой половине XX века в ряде стран (по годам).

Одним из факторов глобальных экологических изменений являются мировые войны. Проблема эта мало изучена в литературе. Однако она актуальна, особенно в настоящее время, поскольку ведет к тяжелейшим демографическим кризисам и катастрофам. Лакмусовой бумагой ухудшения демографической ситуации всегда служат показатели детской и особенно младенческой заболеваемости и смертности.

Народное сознание и культура севернорусского населения

Проблема народного сознания русских, как и «русский вопрос» в целом, стала особенно актуальной в нашей действительности, когда активизировалось проявление этнического и других видов сознания всех народов России и бывшего СССР. Эта проблема в отношении русского народа стала особенно острой и крайне необходимой для современного научного этнографического рассмотрения, ибо оно слишком долго «молчало», когда заходила речь об исследовании разных аспектов этнокультурного развития русских. Предпочтение отдавалось изучению других, «братских» народов, населявших наше отечество. Предполагалось, что русские – наиболее изученный народ России, и в его статусе, жизни и развитии все «устоялось», все понятно, и обращать особое внимание на все это нет нужды.

Психологическое изучение особенностей этнического самосознания молодого поколения казаков Краснодарского края.

Автор: 

При работе со взрослыми казаками, во-первых, нами использовался метод включенного наблюдения. Изучалась социально активная категория мужчин- казаков (атаманы, старейшины, а также активно участвующие в активизации казачьих традиций взрослые казаки, в том числе учителя казачьих школ, представляющие станицы и хутора Краснодарского края). Работа проводилась в процессе погружения во все насущные для казаков проблемы, связанные с возрождением традиционной атрибутики казачества, с православием, с новыми социальными притязаниями, с воспитанием молодого поколения («казачат»)

Конфессиональный состав населения России

Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации. Тем не менее, подавляющее большинство верующих России, как и прежде, придерживаются православия. Хотя православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, его исповедуют также основная часть карел, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются и большинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православия придерживаются и бoльшая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

Ресурсы межэтнической толерантности в Башкортостане

Автор: 

По плану научного проекта «Насилие и толерантность в системе этничности» как составной части программы ЦИМО ИЭА РАН «Электрокардиограмма (ЭКГ) социальных трансформаций» автором в октябре 2001 г. был проведён этносоциологический опрос по теме: «Формирование и проявление толерантности в межэтничес-ком общении» с целью выявить и проанализировать представления о факторах, формах существования и степени толерантности в контактах между представителями русских, татар, башкир.