Социальная психология

Опыт исследования коммуникативного взаимодействия, опосредованного видеотехнологиями

Edison's telephonoscope

Изобретение телефона незамедлительно спровоцировало фантазию об аппарате, который бы передавал не только звук (голос), но и изображение, обеспечивающее визуальный контакт с собеседником. Бурное развитие телевизионных технологий в 1960–1980-х гг. дополнительно подогрело фантазию о возможности дистанционного аудиовизуального контакта. Особый практический интерес к этому виду связи продемонстрировали развивающиеся интернациональные компании, которые надеялись при помощи новых коммуникаций сократить расходы на деловые командировки. Некоторые крупные фирмы выделили из своего бюджета значительные суммы на исследование и разработку видеотехнологий и затем на установку нового дорогостоящего оборудования. Но, увы, несмотря на довольно разнообразную палитру предложений — от настольного видео (desktop video) до специально оборудованных помещений (media spaces) — новейшие технологии не принесли ожидаемого результата. По тем или иным причинам пользователи негативно отзывались об опыте общения во время телеи / или видеосеансов, определяя коммуникацию через экран как более формальную, холодную, неспособную передать эмоции, и, как только появлялась возможность выбора, предпочитали личный контакт.

В чем же проблема? Почему введение экрана настолько усложняет сотрудничество? Почему разговор, опосредованный телефонным аппаратом, оказывается гораздо менее проблематичным, чем беседа через видеоканал? Ответить на эти вопросы пытаются специалисты из разных областей — менеджеры и инженеры, социологи и историки, лингвисты и антропологи.
Основная цель данной статьи — продемонстрировать на конкретном примере, а именно — на примере изучения видеокоммуникаций, методологию современных прикладных исследований. Методология в данном случае понимается максимально широко и включает круг поставленных исследовательских проблем, варианты полевой работы, теоретические подходы, использованные при анализе данных, выводы и практические рекомендации, сделанные на основе полевого исследования. Важной задачей я также считаю представить русскоязычному читателю французскую школу прикладной антропологии, сформировавшуюся на стыке социальной психологии, эргономики, антропологии и микролингвистики, а также дать соответствующую библиографию.

Этнографическое исследование в тюрьме. От "роли" заключенного к поискам идентичности осужденного

Полевые исследования оказались длительными, как и последующая работа над их описанием. Причиной тому была сильная эмоциональная составляющая, от которой мне приходилось избавляться в процессе работы. Тем не менее, именно эта эмоциональная вовлеченность позволила мне частично соприкоснуться с карцеральным миром и определить объект моего изучения. Полевые исследования я проводила, общаясь как с тюремным персоналом, так и с заключенными. Я работала вместе с представителями отдела по общественно-воспитательной работе, и тюремный персонал в общей своей массе принимал меня за работающего на месте "стажера-социолога". В результате мне удалось понаблюдать за работой пенитенциарной администрации, изучить различные досье, а также задачи тюремного персонала, и в целом познакомиться с суждениями и взглядами работающих в тюрьме людей. С самими заключенными я встречалась либо в прогулочном дворе, либо в мастерских, либо в залах для занятий... Более длительные индивидуальные беседы с ними я проводила в кабинетах, в которых социальные работники обычно принимают заключенных.