Научные центры

Опыт исследования коммуникативного взаимодействия, опосредованного видеотехнологиями

Edison's telephonoscope

Изобретение телефона незамедлительно спровоцировало фантазию об аппарате, который бы передавал не только звук (голос), но и изображение, обеспечивающее визуальный контакт с собеседником. Бурное развитие телевизионных технологий в 1960–1980-х гг. дополнительно подогрело фантазию о возможности дистанционного аудиовизуального контакта. Особый практический интерес к этому виду связи продемонстрировали развивающиеся интернациональные компании, которые надеялись при помощи новых коммуникаций сократить расходы на деловые командировки. Некоторые крупные фирмы выделили из своего бюджета значительные суммы на исследование и разработку видеотехнологий и затем на установку нового дорогостоящего оборудования. Но, увы, несмотря на довольно разнообразную палитру предложений — от настольного видео (desktop video) до специально оборудованных помещений (media spaces) — новейшие технологии не принесли ожидаемого результата. По тем или иным причинам пользователи негативно отзывались об опыте общения во время телеи / или видеосеансов, определяя коммуникацию через экран как более формальную, холодную, неспособную передать эмоции, и, как только появлялась возможность выбора, предпочитали личный контакт.

В чем же проблема? Почему введение экрана настолько усложняет сотрудничество? Почему разговор, опосредованный телефонным аппаратом, оказывается гораздо менее проблематичным, чем беседа через видеоканал? Ответить на эти вопросы пытаются специалисты из разных областей — менеджеры и инженеры, социологи и историки, лингвисты и антропологи.
Основная цель данной статьи — продемонстрировать на конкретном примере, а именно — на примере изучения видеокоммуникаций, методологию современных прикладных исследований. Методология в данном случае понимается максимально широко и включает круг поставленных исследовательских проблем, варианты полевой работы, теоретические подходы, использованные при анализе данных, выводы и практические рекомендации, сделанные на основе полевого исследования. Важной задачей я также считаю представить русскоязычному читателю французскую школу прикладной антропологии, сформировавшуюся на стыке социальной психологии, эргономики, антропологии и микролингвистики, а также дать соответствующую библиографию.

Центр истории и культурной антропологии Института Африки Российской академии наук

Здание Института Африки РАН

Основу концепции деятельности Центра составляет следование таким принципам, как: постановка истории и культуры стран и народов Африки в широкий теоретический и конкретный контекст, предполагающий их изучение в связи с историческим и культурным развитием других регионов планеты и человечества в целом; охват максимально широкого спектра исторической и антропологической проблематики при соблюдении баланса между тематикой, традиционной для данных научных дисциплин на протяжении уже многих десятилетий, и ставшей актуальной лишь в последнее время; стремление к синтезированию отечественных и мировых традиций в области методологии и методики исследований; рассмотрение исторических, социальных, политических, этнических и прочих проблем в общекультурном контексте изучаемых обществ и цивилизаций; утверждение теснейшей связи между историей и культурной антропологией, а также между ними и политологией, социологией, другими научными дисциплинами.