избранное

Костюм женщин-воительниц у ранних кочевников

Автор: 
Костюм воительниц «мужского» типа из святилищ Устюрта (по С.А. Яценко, рисунок Б.Т. Цогоева).

Тема воительниц у ранних кочевников имеет немало сложных аспектов. Сегодня многое остается непонятным как в интерпретации археологических материалов по ним, так и в соотношении этих данных с краткими сообщениями древних авторов [1]. Нашу задачу осложняют нарушение уже в древности подавляющего большинства таких комплексов и, напротив, отсутствие аналогий деталям немногих хорошо сохранившихся погребений. Достоверных определений пола и возраста предполагаемых женщин-воительниц также очень мало. К сожалению, могилы, где костюм воительниц представлен большим количеством сохранившихся элементов, очень редки.

Становление и динамика облика населения Сибири и Казахстана

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из могильника Алтын-Асар

В данной работе представлены результаты исследования — визуальной характеристики внешнего облика населения Сибири и Казахстана от неолита до современности. Для этого привлекались кранио­логические материалы из большого количества могильников, по которым был выполнен ряд скульп­турных и графических реконструкций, в каждом случае выполненная реконструкция сопровожда­лась антропологическим описанием в виде словесного портрета. Уникальная методика прогнозирова­ния живого лица на основе черепа (так называемая программа краниофациального соответствия), раз­работанная в лаборатории антропологической реконструкции, позволяет переходить от признаков черепа к признакам лица с особым упором на индивидуальные особенности черепа. Эта программа с большой точностью воспроизводит внешний облик конкретного индивидуума, характеризуя его и как представителя определенного антропологического типа, и как индивидуальность с присущей ей физи­ономической неповторимостью.

Почему хадза Танзании продолжают в наши дни заниматься охотой и собирательством?

Жилище хадза

В 2006 г. в период с сентября по октябрь включительно, экспедиция ИЭА РАН в составе: Бутовская М.Л. (руководитель), Буркова В.Н., Драмбян М.И. и Дронова Д.А. работала на севере Республики Танзания, в районе оз. Эйяси, преимущественно на его восточном берегу. Наш проект - первое полевое исследование российских антропологов (включая также советский период) в Восточной Африке, направленное на изучение традиционных культур этого региона.

Миграция русских в Черногорию в начале XXI-го века

С начала XXI в. русские интенсивно покупают недвижимость в Черногории, в первую очередь на побережье и все интенсивнее в горах. Речь может идти о миграции русских как в контексте глобального, так и русско-черногорского феномена. Интенсивное строительство жилых домов приводит к численным изменениям на локальном уровне и экономического укрепления населения. Непосредственные наблюдения на местности и многочисленные публикации в средствах массовой информации привлекли мое внимание как исследователя к проблеме нового вида миграций из России в Черногорию.

Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования

Что такое человек? Этот вопрос задавался на протяжении всей чело­веческой истории священниками, философами, художниками, учеными. Дилемма «природа или воспитание» (в отечественном варианте - биологи­ческое или социальное) обсуждалась учеными с древнейших времен. По­ложение о наследовании черт поведения высказывали еще Гиппократ и Гален. С появлением теории Дарвина спор о природе человека приобрел в научном мире новый ракурс. Речь идет о длящейся уже более сотни лет дискуссии между сторонниками концепций о биологической и социальной сущности человека.

Единство и многообразие культур (обзор энциклопедии "Народы и религии мира")

Автор: 

Этнология, или социально-культурная антропология, как наука о человеке и обществе была с момента своего возникновения в 19 в. ориентированной главным образом на изучение "малых" обществ, в которых культурные и социальные институты и их взаимодействия более различимы и объясняемы. С тех пор человечество достигло такой стадии своей эволюции, что почти невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы воздействия со стороны культур других народов и более широкой общественной среды, существующей в отдельных странах, регионах и в мире в целом. Однако именно эта тенденция глобализации и повсеместных культурных взаимодействий делает особенно значимым интерес к культурной отличительности, которая далека от того, чтобы уступить своё место унифицированной "массовой культуре". Культурное многообразие современных гражданских наций даже увеличивается, и составляющие их народы находят всё больше средств, в том числе политических и правовых, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик.

Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека

Рост насилия в современном обществе, постоянные сообщения прессы о массовых беспорядках в разных точках земного шара, многочисленные гражданские и межэтнические конфликты заставляют исследователей социального поведения человека снова и снова обсуждать природу агрессии [I].
В специальной литературе выделены три основные теории агрессии: 1) биологическая, или инстинктивная, согласно которой агрессивная энергия накапливается внутри человека; 2) фрустрационная, по которой агрессия - следствие расхождения между уровнем запросов и реальных личностных достижений; 3) теория социального научения, сторонники которой полагают агрессивное поведение исключительно результатом научения.
Данные археологов, историков, культурных антропологов, этологов и психологов свидетельствуют о том, что агрессия сопровождала человека на всем протяжении его эволюции и продолжает присутствовать в современном мире. Таким образом, это вовсе не побочный продукт индустриальной культуры. Не только угрозы, но и летальная агрессия зарегистрированы в самых различных по социальной структуре, уровню экономического развития, географическому местоположению общества -у охотников-собирателей, в том числе эгалитарных (бушмены, хадза, австралийские аборигены), у земледельцев (янамами Венесуэлы, джебуси Новой Гвинеи) и скотоводов. История хранит многочисленные упоминания об актах жестокости и насилия в отношении побежденных противников. При взятии Трои просвещенные греки казнили всех мужчин старше 10 лет, а оставшиеся жители - женщины и дети — были проданы в рабство.

Сравнительное языкознание и этимологические базы данных

Компаративистика (сравнительно-историческое языкознание) представляет собой одно из важнейших направлений в современной лингвистике. Возникшая в начале XIX в. и с тех пор неуклонно развивавшаяся как в отношении предмета изучения, так и в отношении методологии, компаративистика послужила основой для методологии всего современного языкознания, явившись, по сути, главной стимулирующей силой для выхода общей лингвистики на новый, научный этап своего развития. К настоящему времени компаративистика является полноценной научной дисциплиной, оперирующей строго формализованными методами (в том числе компьютерными) с целью проникновения в глубь истории языков и реконструкции все более и более отдаленных от современности праязыков человечества.

Об эволюции форм этнического самосознания

Данная статья в основном посвящена анализу ранних стадий эволюции форм группового самосознания. Вместе с тем, для того, чтобы не путаться в определениях, автору (который считает себя этнологом) необходимо предварительно определить, что он понимает под термином этнос и дать по возможности непротиворечивое определение этого явления. Автор данной статьи предлагает называть этнической группой группу людей, имеющую структуру популяции, в пределах которой от поколения к поколению передается некоторая сумма стереотипов поведения, отличная от стереотипов другой (соседней, например) этнической группы. Этническую группу, члены которой имеют квази-популяционное групповое самосознание (при этом они могут иметь, одновременно, и другие формы группового самосознания) предлагаю называть этносом.

О доказательстве языкового родства

Основу сравнительного языкознания составляет понятие языкового родства, без которого невозможны генетическая классификация языков, реконструкция праязыков и почти любые исследования истории языков. Термин "языковое родство" при этом, как правило, не эксплицируется, а принимается как данность.

Учебно-научный центр социальной антропологии РГГУ

Учебно-научный центр социальной антропологии является структурным подразделением Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), одного из крупнейших вузов России. Образовательная профессиональная программа подготовки дипломированных специалистов - социальных антропологов - в УНЦСА РГГУ рассчитана на 5 лет обучения и предполагает присвоение выпускникам квалификации "Социальный антрополог". Актуальность разработки этой программы общими тенденциями научно-образовательной деятельности в современном гуманитарном универсуме (прежде всего, тенденциями к междисциплинарности, к развитию комплексного изучения человека).