Буддизм

Буддизм — мировая нетеистическая религия. Возникла на северо-востоке (в районе штата Бихар) Индии в середине I тыс. до н.э. Её основателем считается Сиддхартха Гаутама из племени Шакьев (отсюда его прозвище после просветления — Будда Шакьямуни). Здесь для ясности стоит пояснить термин «будда». Он происходит от слова «бодхи» (санс. «пробуждение»). Это есть состояние пробужденности (или как иногда говорят «просветленности», но первое этимологически и адекватно более верно), высшее состояние сознания. Человек, достигший бодхи, уже является другим существом — буддой. Согласно буддийской традиции, будд было и будет множество, они существуют в нашем мире и в других мирах. Они осознали иллюзорность жизни, страданий и удовольствий и прекратили перерождаться. Есть представление о 3-х буддистских драгоценностях , Триратна, это: Будда, Дхарма и Сангха (т.е. Будда, сам Пробужденный, Шакьямуни, его Учение — Дхарма и Община буддистов). В связи в различным пониманием этих 3-х «драгоценностей» буддизм разделился на 3 основных направления, но сказать «разделился» не совсем правильно, потому что каждое из этих направлений скорее вытекало из предыдущего и являлось скорее эволюционным этапом в развитии этой религии;несмотря на то, что между ними и существуют некоторые «догматические» разногласия, я бы сказала, что они просто по-разному расставляют акценты. Итак, это Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна. Тхеравада исторически самое старое направление, кстати, это и переводится как «учение старейшин». Вообще, специалистов занимает вопрос реальной близости буддизма Тхеравады к первоначальному образу жизни первых буддистов. Возникновение Тхеравады относят ко времени первой фиксации их текстов — примерно в 80 г. до н.э. на о. Шри-Ланка был записан палийский канон буддистских текстов Типитака (санскр. — Трипитака, «3 корзины пальмовых листьев», индийские тексты писали на листьях и хранили в корзинах, можно считать, что это значит 3 тома). Еще Тхераваду иногда называют Хинаяной (Малая колесница), но это оскорбительное название, поэтому мы его не используем. Последователи Тхеравады живут в странах ЮВА (Бирма, Таиланд, Камбоджа, Лаос), частично в Индии и на Ланке, поэтому это направление часто называют «южным буддизмом». Идеал для тхеравады — архат, «достойный». Тот, кто достиг освобождения собственными силами и обрел «плод архата», т.е. окончательную нирвану. Различают 3 стадии на пути к просветлению: сротапанна — «вступиший в поток» (человек, вставший на путь и освобождения и который уже не сойдет с него), сакридагамин — «единожды возвращающийся» (т.е. человек, которому осталось переродиться еще 1 раз), анагамин — «более неперерождающийся» (тот,кто родился в последний раз и чье сознание пребывает в мирах форм и не-форм, рупа-дхата и арупа-дхата). В связи с этим в тхеравадинской традиции сложилось мнение, что достичь освобождения может только монах, строго соблюдающий все обеты и правила Винаи («Устава»). По представлениям тхеравадинов, спасение для мирянина в принципе невозможно, но миряне, реализуя добродетель даяния (проще говоря, содержа Сангху), накапливают хорошие заслуги и могут в следующем перерождении удостоиться жизни монаха и, таким образом, постепенно достичь просветления. Махаяна — самое распространенное течение буддизма, в настоящее время считается (на основе датировок текстов), что Махаяна возникла примерно в то же время, что и Тхеравада. К ней относятся, напр., всем известные чань-буддизм (В Китае) и дзэн-буддизм (в Японии). Буддизм Махаяны дал начало следующему основному течению — Ваджраяне. Характерной особенностью воззрений махаянистов является их особое отношение к бодхисаттвам, т.е. к «пробужденным». В отличие от тхеравадинов (которые во главу угла ставят личное освобождение, и, соответственно, особо почитают архатов), махаянисты считают важнейшим делом спасение других людей, поэтому бодхисаттвы — это те, кто достиг просветления, но не ушел в окончательную нирвану, а остался в этом мире и помогает другим существам достичь просветления. Соответственно, главным достоинством бодхисаттвы является «махакаруна», или «великое сострадание». Сострадание ко всем живым существам. К состраданию также добавляется праджня, Мудрость. В сочетании они дают желаемый эффект, т.е. освобождение всех живых существ и освобождение самого бодхисаттвы. Из-за географии распространения Махаяну называют иногда «северным буддизмом».