Религия

Главная проблема для современного религиоведа заключается в определении понятия религия. Как очень верно заметил Е.А. Торчинов, все мы интуитивно понимаем, что это такое, но дать точное и исчерпывающее понятие не можем. Большинство исследователей даже в начале XX века было согласно с тем, что религия, безусловно, комплексное понятие. Существует несколько критериев, по которым дается определение этому понятию. И именно здесь мы сталкиваемся с наибольшими трудностями. Современная наука давно отвергла в качестве таковых наличие культа или веру в богов, поскольку широко известны нетеистические религии (буддизм, даосизм, в какой-то степени джайнизм). Такой подход, однако, был очень характерен для науки XIX века. У многих религиоведов, антропологов и философов мы встречаем в качестве определения «религия — это вера в бога (богов)». Вот как определяет слово «религия» В.И. Даль в своем знаменитом словаре:

    РЕЛИГИЯ ж . лат . вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья.

А вот что мы находим в более современном словаре Ожегова и Шведовой:

    РЕЛИГИЯ , –и, ж.

    1. Одна из форм общественного сознания — совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

    2. Одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство).

    3. перен. Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой–н. идее, принципу, нравственному закону, ценности. Преклонение перед разумом — его р. Любовь к ближнему — р. гуманиста.

Как мы видим даже «Толковый словарь» не в состоянии дать исчерпывающее определение религии. Говоря вообще, определения религии делятся на 2 группы (условно): содержательные (которые пытаются определить основную сущность религии) и функциональные (для чего она нужна и как действует). Эти определения чаще всего расхожи в среде социологов. Напр., 1-ая дефиниция из словаря Ожегова-Шведовой относится к содержательным. Более общее определение описательного характера, популярное в советское время, было предложено Г.В. Плехановым: «Религия — это вера в сверхъестественное». Его можно оспорить очевидными доводами: во-первых, есть религии, для которых вообще не характерно представление о сверхъестественном (буддизм), во-вторых, вряд ли, например, колдун, занимающийся магией, считает полученный результат неестественным явлением, скорее, наоборот, в силу особенностей первобытного мышления для него это будет вполне закономерным (вообще, сверхъестественное принадлежит не только религии). Наконец, человек знает о мире, в котором он живет, настолько мало, что вещи, казавшиеся сверхъестественными еще 200 лет назад, нам представляются вполне обыденными. Более удачным считается наличие оппозиции «профанное-сакральное». Безусловно, четкое различение этих двух сфер жизни весьма распространено в большинстве религий, на что одним из первых обратил внимание Эмиль Дюркгейм (именно считал разделение жизни и мира на сакральное и профанное главным сущностным признаком религии). Однако существуют и такие, в которых эта граница стерта (либо сакральность материальных объектов настолько мала, что ею можно, как говорят физики, пренебречь): например, яркая черта мировоззрения и образа жизни махасиддхов (буддизм Ваджраяны). С другой стороны, иногда имеет место сакрализация нерелигиозных объектов, что выражается в ритуализированном с ними обращении (гражданские церемонии инаугурации, почитания государственного символов, по сравнению с которыми обыденная жизнь рядового человека представляется профанной). В религиоведении бытует мнение, что за основу нужно взять понятие не «религии», а «религиозного опыта». Оно стало ключевым в психологии религии. Это предложил сделать еще У. Джеймс в своей знаменитой работе «Многообразие религиозного опыта», но он был психологом и отделял личный религиозный опыт от религии как учреждения. С другой стороны, для него религиозные чувства (религиозное благоговение, например) были частными случаями эмоций (благоговения вообще). Другой известный психолог XX века Эрих Фромм предложил такую дефиницию: «под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». Это определение может быть отнесено к функциональным. И так далее. Определений слова религия очень много, они различны. Часто для отдельной отрасли религиоведения (феноменология, психология, философия, история или социология религии) существуют свои наиболее расхожие и подходящие для неё определения. Попробуем выделить характерные аспекты, относящиеся к сфере религии с точки зрения социологии:

• религия — всегда массовое явление (должно быть хотя бы несколько её последователей);

• религия предполагает наличие каких-либо верований и их общность для её последователей;

• для её последователей почти всегда характерно некое ритуальное поведение;

• имеются символы, обеспечивающие коммуникацию и трансляцию религиозной системы, её ценностей и норм.

Критериев классификации религий существует несколько: географический (например, религии Дальнего Востока, или религии Северной Африки), этнографический, нормативный (по принципу истинна эта религия или нет, в общем, это очень узкий подход, конфессиональный), философский (тут уж у каждого философа свое деление, приводить не будем), морфологический или эволюционный (по Тайлору: культ предков, фетишизм, идолопоклонство, тотемизм, политеизм, монотеизм). Ни один из них также не является общепринятым. Поэтому сейчас выделяют:

А) мировые религии (по широте распространения и числу последователей в разных странах): это христианство, ислам, буддизм, с некоторых пор сюда же относится и индуизм;

Б) авраамические или религии библейского корня: христианство, иудаизм и ислам;

В) религии спасения: христианство, ислам, иудаизм, буддизм, зороастризм, некоторые древнегреческие культы, манихейство, т.е. религии, в которых развита большая сотериология, и они обещают спасение после смерти на определенных условиях;

Г) первобытные или ранние формы религиозности: анимизм, тотемизм, шаманизм и т.п.;

Д) национальные религии: иудаизм, зороастризм, джайнизм, англиканство, сикхизм, — но такое отнесение указанных конфессий условно, так как в современном мире люди часто становятся приверженцами какой-либо религии вне зависимости от своей национальности и, не взирая на трудности перехода в эту религию;

Е) традиционные религии и новые религиозные движения (в общем, тоже с большой натяжкой: кришнаиты, напр., активно действовали с XVI века, а вот Общество Сознания Кришны появилось много позже в 1966 году да еще и в LA ).

Как мы видим, современные религии чрезвычайно многообразны и нет смысла перечислять их все здесь и пытаться отнести к той или иной категории, подробнее о некоторых из них мы будем говорить в соответствующих статьях на этом сайте.

Использованная литература

Гараджа В.И. Религиеведение: учебник. М., 1995 г.
Религиоведение: учебное пособие под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998 г.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии.
Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 1998 г.
Тайлор Э. Первобытная культура.
Сумерки богов. — Сборник. М., 1989 г.