Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии (глава "Проблемы видеомониторинга культуры и открытого архива визуальной антропологии")

Ключевые слова: 

В двадцатом веке кинематограф впервые дал историкам надежду удержать реальное изображение конкретных событий.

Нельзя сказать, что эта возможность не была сразу же осознана или не предпринимались основательные попытки ее реализовать (1). В нашу задачу не входит рассмотрение, насколько глубоки, последовательны и действенны были эти попытки. Во всяком случае, идея документирования и популяризации истории 20-го века с помощью кинематографических и телевизионных материалов вполне привычна Другое дело, насколько серьезно были склонны и имели возможность историки использовать эти материалы в своей профессиональной, научной и учебной деятельности.

Съемки неофициальной жизни, ведущиеся не в публицистических целях, а с позиции историков, осуществлялись в нашей стране относительно редко. К исключению можно отнести лишь научные кинодокументации, проводившиеся институтом этнографии Академии наук с начала 60-х годов. И только в последнее десятилетие в нашей стране более или менее последовательно и профессионально стали заниматься визуальной антропологией.

Конечно, архивные материалы хроники, путешествий, документального кино несомненно представляют большой интерес для историков. Только необходимо осознавать, что очень трудоемкая работа по их разысканию не исключает разочарований. Чтобы их избежать, надо быть готовым к скрупулезному анализу изображения, к своего рода умственной реставрации киноматериалов. Знание законов киноязыка, его эволюции, особенностей идеологических и творческих установок в различные исторические периоды поможет освободить аудиовизуальные материалы от публицистических интерпретаций и вычленить объективную информацию.

Проблема исторического использования архивных аудиовизуальных материалов несомненно одна из наиболее актуальных, так как в них могут быть запечатлены малоизвестные конкретные черты давно исчезнувших с лица земли культур. С другой стороны, всегда возникают вопросы — насколько они полны и интересны для историка, в каком техническом состоянии пребывают, насколько пригодны для научного, образовательного и публицистического использования, какие потребуются усилия для их актуализации.

Тем не менее, сохранившиеся в архивах небольшие фрагменты ранних этнографических съемок воспринимаются сейчас как настоящие откровения, будучи по сути единственными по-настоящему достоверными документами, отобразившими реальный облик исчезнувших с лица земли культур.

К сожалению, процесс исчезновения культур, их деформации и унификации под напором безжалостного к ним прогресса с каждым годом становится все более быстрым. Самые благородные устремления по замедлению и смягчению воздействия цивилизации на традиционную культуру оказываются мало эффективными. В результате общество несет чрезвычайно болезненные утраты, лишаясь яркого многообразия различных укладов жизни и глубинных связей с историей, а тем самым, теряя опору и оказываясь в растерянности перед непредсказуемым будущим.

Современные документальный кинематограф и телевидение, выступая в роли средств массовой информации, главной своей задачей считают выполнение многих общественно-социальных задач, но лишь в малой степени ориентируются на объективное отображение традиционной жизни различных этнических, конфессиональных, региональных и прочих групп населения, не связанной прямо с сиюминутными социальными вызовами.

Отсутствие достоверной информации, выявляющей историческую обусловленность различных национальных и религиозных традиций, порождает в молодом поколении опасные представления о собственной исключительности, пренебрежение к представителям других культур, ведет к отчуждению, а, следовательно, — к агрессии и конфликтам.

Наиболее последовательно задачу экранного посредничества между представителями различных культур решает визуальная антропология, для которой принципиальным является серьезное знание традиций, владение соответствующими методиками общения и работы с камерой, последующей обработки, хранения и распространения экранной информации. Более того, успех работы возможен только тогда, когда удается завоевать у представителей традиционной культуры доверие к людям с камерой, добиться готовности к открытому сотрудничеству и диалогу.

Подобные отношения обычно складываются в профессиональной среде краеведов, этнографов, музейных работников в результате многолетней работы по изучению народной культуры своего края. Овладение ими методами и принципами визуальной антропологии, знакомство с отечественным и зарубежным опытом, решение ряда методических, организационных и технических проблем позволит приступить к работе по отображению реальной жизни многочисленных групп населения, обладающих национальными, конфессиональными, региональными особенностями.

Несмотря на все трудности и весь риск, свойственной любой поисковой деятельности, эту работу необходимо проводить, и проводить, используя достижения современной информационной технологии.

Такая постановка вопроса неизбежна еще и потому, что архив исторических аудиовизуальных материалов, помимо собственной ценности, может сыграть роль методологического фундамента для проведения работ, которые можно было бы назвать видеомониторингом традиционной культуры.

Уровень развития и перспективы совершенствования современных видеокомпьютерных средств информации позволяют поставить вопрос о формировании принципиально новой электронной "лицевой летописи", содержанием которой должны стать видеодокументации конкретных социокультурных явлений, отражающих объективное состояние того или иного региона, селения, сообщества в разные исторические периоды.

Идея видеомониторинга культуры вызвана следующими обстоятельствами:

  • - современная культура мозаична и складывается из множества микро культур — национальных, религиозных, региональных, возрастных, профессиональных и т.д.;
  • - чрезвычайно велика динамика культуры, что часто выливается в гибель и исчезновение отдельных ее частей; практически повсеместно и очень серьезно искажается реальный облик микрокультур в средствах массовой информации, особенно на телевидении;
  • - проблема сосуществования человеческих сообществ не может решаться без обстоятельного знакомства с реальным состоянием мозаичной картины современной культуры;
  • - существует очень много профессиональных задач, для решения которых необходим видеомониторинг: исследовательских, музейных, образовательных, художественных, связанных с сохранением и возрождением культуры.

Развитие современной электронной техники практически преодолело целый ряд трудностей по обработке аудиовизуальной информации, еще каких-то два десятилетия назад казавшихся неразрешимыми.

Целям оперативной документальной съемки прекрасно соответствуют легкие портативные видеокамеры, синхронно записывающие звук. Цифровая система обеспечивает высокий уровень записи изображения и звука, кроме того, длительное хранение и качественное копирование. Мультимедийные дисковые системы позволяют:

  • - не только хранить, но и моментально находить и включать в работу огромные объемы аудиовизуальной информации;
  • - оперативно монтировать необходимое количество вариантов сообщений, ориентированных на различные исследовательские, образовательные, культурные, пропагандистские задачи.

Таким образом, современная информационная технология впервые в истории вполне реально позволяет решать следующие задачи:

  • - проведение достаточно длительных по времени документаций социокультурных процессов в самых труднодоступных районах;
  • - длительное хранение аудиовизуальной информации, изначально записанной на разнородных носителях и в разных системах;
  • - создание банков аудиовизуальной информации, обеспеченных базой данных, которая позволяет осуществлять оперативный поиск информации; актуализацию информационных банков благодаря возможности оперативного получения практически неограниченных по количеству и объему сообщений исследовательского, образовательного, культурного и прочего характера;
  • - обеспечение легкого доступа к аудиовизуальной информации заинтересованным лицам и организациям, в том числе ее международный.

Современный уровень развития электронной информационной технологии позволяет сделать вывод о наличии технических и методических условий для организации видеомониторинга традиционной культуры.

Какие же проблемы, помимо финансовых и технических, придется решать при постановке этой задачи?

Очевидно, что важнейшей является проблема архивирования, включающая сбор, обработку, хранение, использование аудиовизуальной информации. К ней же примыкает проблема создания единой базы данных, описывающей все стороны аудиовизуальной информации. При этом такая БД должна определенным образом корреспондироваться с аналогичными зарубежными БД и с информационными системами соответствующих научных дисциплин.

Помимо этой общеметодологической задачи, при создании многоуровневой системы БД, особое внимание предстоит уделить ее самому нижнему (глубинному, фундаментальному) уровню, связанному с описанием минимальных содержательных единиц, из которых строится аудиовизуальное сообщение.

В значительной степени это предполагает исследование изначального для общей проблемы уровня — уровня видеосъемки. Без его изучения невозможна организация, в частности, такой важной для видеомониторинга работы, как проведение видеосъемок в разных регионах и разными видеогруппами на общей методической основе.

Эта проблематика лежит в основном в рамках теории экранного (кинематографического, аудиовизуального) языка. Но помимо структуралистских и семиотических существуют и содержательные проблемы, рассмотрение которых связано с предметом тех научных дисциплин, к которой относится аудиовизуальная информация: истории, этнографии, психологии, философии и т.д.

Разработка этих проблем имеет не только прикладное, но и самостоятельное значение, связанное с выходом за границы собственно визуальной антропологии, понимаемой как этнографическая, по преимуществу, дисциплина. Имеется в виду нацеленность на широкое использование визуально- антропологических материалов; их общественное, художественное и публицистическое воздействие.

Проблему можно сформулировать следующим образом: возможно ли использование одних и тех же исходных материалов как для собственно научных целей (например, для мониторинга), так и для телевизионных программ (или каких-то иных форм коммуникации с "широкой" аудиторией)? Как проявляются эстетические и этические требования в видеодокументациях для мониторинга культуры? Как может решаться проблема целостности-дискретности? Каким образом должно происходить преобразование исходных материалов в законченные произведения разной направленности? Каков диапазон различий в подходах к такой съемке? Насколько важно стремиться к единству подходов в отображении действительности? Очевидно, что решение этих задач носит не только сугубо теоретический характер, но и экспериментальный. Во многих случаях это решение может достигаться конвенционально, под влиянием складывающихся обстоятельств. Одной из форм подобной работы может быть организация постоянно действующей школы-семинара.

Среди прочих форм деятельности, связанных с распространением визуально-антропологических идей и материалов, важнейшим представляется организация Открытого архива ВА.

Но что понимается под "открытостью" архива?

Одной из его особенностей является то, что он создается в основном для сбора и хранения видеокопий, изначально снятых на VHS. Это не исключает, конечно, возможности передачи на хранение и оригиналов (кинопленки, ленты-мастер, исходников). Но в этом случае с владельцами таких материалов должны заключаться особые договоры, определяющие условия хранения и использования.

Архив, состоящий из копий относительно низкого качества, в принципе исключает возможность создания на его основе коммерческой продукции. Им будут пользоваться в основном для ознакомления с содержанием фильмов студенты, преподаватели, музейные работники, исследователи (историки, искусствоведы), Если кто-то захочет сделать на основе найденной информации собственное сообщение, он будет вынужден обращаться к владельцам исходных материалов.

Таким образом, создание Открытого архива предназначается в основном для распространения визуально-антропологической информации среди пользователей, заинтересовавшихся соответствующей тематикой. Это могут быть, в первую очередь, ученые, преподаватели, учащиеся, а также потенциальные заказчики, которых может интересовать как приобретение прав на использование хранящейся в архиве информации, так и установление контактов с авторами этой информации.

Для более эффективного выполнения задачи распространения визуально-антропологической информации она будет выводиться в Internet: на первом этапе в виде базы данных, описывающей содержание видеоинформации, на втором — с включением фотографий и динамических фрагментов.

Цель создания Открытого архива визуальной антропологии можно определить как организацию в России информационной системы, обеспечивающей сбор и распространение визуально- антропологической информации.

Проблема хранения информации, являющаяся типичной и зачастую основной задачей архивов, откладывается на второй этап.

Для ее решения необходимы соответствующие технические возможности. Скорее всего, речь должна идти об информационной системе достаточно высокого уровня, сочетающей цифровые и автоматические возможности архивирования и обработки аудиовизуальной информации.

Помимо очевидных финансовых трудностей, на пути создания такой системы стоит и общая проблема развития современных информационных систем, связанная с периодом бурного развития и совершенствования мультимедийных технологий.

Не менее трудными являются и вопросы, относящиеся к правовой стороне хранения аудиовизуальных материалов определенной тематической направленности. Помимо изучения опыта работы больших государственных хранилищ, на формирование юридического статуса Открытого архива визуальной антропологии будет влиять опыт работы во временном режиме с копиями материалов. К моменту создания соответствующих информационно-технических условий будут определены и юридические условия сбора, хранения и использования оригинальных материалов.

С первым этапом создания Открытого архива визуальной антропологии связано:

  • - обеспечение технических условий для хранения визуально- антропологической информации (ВАИ) и обеспечение к ней доступа заинтересованных пользователей, в том числе и через Internet;
  • - информирование об условиях передачи ВАИ в архив и сбор информации;
  • - описание ВАИ и внесение сведений в базу данных;
  • - обмен информацией с другими архивами, в том числе зарубежными;
  • - деятельность, направленная на внедрение ВАИ в научно- учебный процесс и в другие виды социально-культурной практики, в том числе с помощью Интернет.

Конечно, реальное воплощение в жизнь идей осуществления видеомониторинга традиционных культур и создания открытого архива визуальной антропологии едва ли будет происходить повсеместно и в ближайшее время. В то же время в отдельных регионах эти задачи начинают ощущаться актуальными, и в некоторых случаях удается приступить к их реализации. В частности, первая попытка практически решить некоторые из обозначенных задач была осуществлена в 2003 г. в ходе работы выездной школы визуальной антропологии в Башкирии.

Литература

1. Рокитянский В.Р. Визуальная антропология: частное расследование. М., МГУ. ТЕИС, 2000. 61 с.
2. Емельянов, Н.Г.Скворцов Н.Г. Состояние и перспективы культурной антропологии // Социально-политический журнал, 1993, № 7. С. 28.
3. Александров Е.В. Система визуальной антропологии в России: ступени "погружения" и проблемы // Материальная база культуры. Вып. 1, М., РГБ. Информкультура, 1997. С. 14—18.
4. Александров Е. В. О двух подходах к созданию антропологических фильмов (комментарии к прошедшему фестивалю) // Салехард 2000, М., ЦВА МГУ, 2000. С.14—33.
5. Сергей Муратов. "Открытие Флаэрти" // Каталог фестиваля "Флаэртиана - 95", Пермь, 1996. С. 86.
6. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.,1966. С. 47.
7. Луньков Д. Свобода и плен монтажа. // Каталог фестиваля "Флаэртиана - 2000", Пермь, 2002. С.79.
8. Ямпольский М. Синефилия как эстетика. Заметки читателя книги Сержа Данея "Упражнение пошло на пользу, сударь" // Киноведческие записки. Вып. 53. М., 2001. С.99.
9. Александров Е.В. Этические и эстетические основания визуально-антропологической съемки // Материальная база культуры. Вып. 3. М.: РГБ. Информкультура, 1997. С. 25—30.
10. Александров Е.В. Знаковые системы учебного телевизионного сообщения // Материалы V семинара ученых СССР и ГДР по проблемам вузовского телевидения, М.: НИИВШ и МИФИ, 1980. С 18.
11. Березовчук Л. Восприятие и/или интерпретация. Образная и семиотическая концепции произведения в культурных коммуникациях // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 6. Актуальные проблемы художественного восприятия. СПб.: РИИИ, 1995. С 35.
12. Базен А. Что такое кино? М., 1972. 351 с.
13. Флаэрти Р. Статьи. Свидетельства. Сценарии. М., 1980. 210 с.
14. Хайдер К. Зтнографическое кино. М., ИЭА РАН, 2000, 187 с.
15. Данин Д. Сколько искусства науке надо? // Искусство кино. 1968. № 1. С. 41
16. Александров Е.В. "Созвучная камера" в "диалоге культур" // Материальная база сферы культуры. Вып. 2. М.: РГБ. Информкультура, 1998. С. 62—68.
17. Рокитянский В. Время встречи. Этнограф и "другой": логика развития этнографического сомосознания в XX веке // Гуманитарный симпозиум "Открытие и сообщаемость культур". М.: Путь. С. 49
18. Сарджвеладзе Н.И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Т. 3. Тбилиси: Мецниереба. С. 485—489.

Источник: 

Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии, М.: «Пенаты». 2003. - 97 с. http://visant.etnos.ru