Нуэры, Эдвард Эванс Притчард

Введение

1. С 1840 г., когда предприняли свое неудавшееся путешествие Берне, Арно и Тибо, до 1881 г., когда успешное восстание махди Мухаммеда Ахмеда закрыло Судан для дальнейших исследований, несколько путешественников проникли в страну нуэров по той или другой из трех крупных рек, пересекающих этот край, — Бахр-эль-Джебель (с Эз-Зераф), Бахр-эль-Газаль и Собат. Однако из их трудов мне удалось почерпнуть лишь немногое, так как они мало общались с нуэрами; впечатления же их были поверхностны, а иногда и просто неправдоподобны. Более всего достоверен и наименее претенциозен труд савойца Жюля Понсе, охотника за слонами, который провел несколько лет на границах страны нуэров.

Более поздний источник информации о нуэрах — это отчеты Суданской разведывательной службы, публикующиеся со времени вторичного завоевания Судана в 1899 г. до наших дней, хотя в последние годы их этнографическая ценность снизилась. За первые два десятилетия после покорения страны были изданы несколько докладов армейских офицеров, содержавших интересные, иногда очень тонкие наблюдения [18]. В выходящем с 1918 г. журнале «Судан ноутс энд рекорде» несколько чиновников администрации напечатали свои заметки о нуэрах [34, с. 116—118; 16, с. 146—155; 17, с. 105—112]. В этом же журнале X. К. Джексон предпринял первую попытку издать обобщающую работу о нуэрах, написанную, надо отдать ему должное, очень интересно, несмотря на серьезные трудности [26, с. 59—107; с. 123—189].

После того как я начал свои исследования, были опубликованы книга мисс Рэй Хэфман из американской миссии [24] и несколько работ отца Дж. П. Краццолара из Веронской конгрегации [7, с. 28—39; 8, с. 300—320]. Хотя мои собственные статьи из различных журналов и включены в сокращенном варианте в эту книгу или будут опубликованы в следующем томе, я упоминаю их здесь, чтобы у читателя была полная библиография. Я опустил многие детали, содержавшиеся в этих статьях [10, с. 1—53; 11, с. 233—269; 12, с. 230—238; 13, с. 291—299; 14, с. 306—392; 15, с. 189—216].

Перечни некоторых нуэрских слов составили Брэн-Ролле и Марно [28, с. 481—495]. Более подробные словники составили майор Стигэнд [35] и мисс Хэфман [24; 25], а грамматики написали Д. Вестерман [39] и отец Краццолара [9]. В статье Вестермана также содержится кое-какой этнографический материал.

2. В этом томе я описываю те способы, какими один из нилотских народов добывает себе средства к существованию, и его политические институты. Собранная мною информация о его домашнем быте будет опубликована в следующем томе.

Нуэров', именующих себя нат (ед. ч. ран), насчитывается примерно 200 тыс. человек, и живут они на болотах и в открытых саваннах, раскинувшихся по обе стороны Нила к югу от его слияния с реками Собат и Бахр-эль-Газаль и по обоим берегам этих притоков (карта 1). Как видно по фотографиям, это высокие, длинноногие и узкоголовые люди. В культурном отношении они схожи с динка, и вместе два эти народа составляют подразделение нилотской группы народов, населяющей часть восточноафриканского культурного региона, черты и границы которой определены еще очень неточно. Другое подразделение нилотских народов составляют шиллуки и другие народности, говорящие на языках, близких языку шиллук (луо, ануаки, ланго и т. д.). Вероятно, эти народы, говорящие на языке шиллук, ближе друг к другу, чем к самим шиллукам, хотя о большинстве из них еще мало известно. Предварительную классификацию см. на схеме 1.

Нуэры и динка очень похожи друг на друга в физическом отношении, а их языки и обычаи так близки, что нет оснований сомневаться в их общем происхождении, хотя история их разделения неизвестна. Проблема эта сложна: например, племя атвот, к западу от Нила, — это племя нуэров, принявшее многие обычаи динка 2, тогда как племена джикани в стране нуэров, как полагают, происходят от динка. Более того, между этими двумя народами поддерживались постоянные контакты, что привело к смешению и культурным заимствованиям. Оба народа при- знают свое общее происхождение.

Когда у нас будет больше информации о народах, говорящих на языке шиллук, можно будет определить, каковы характерные черты культуры и социальной структуры нилотов. Сделать это очень трудно, и я откладываю эту попытку на будущее, посвящая книгу только рассказу о нуэрах и избегая даже напрашивающихся сравнений их с другими нилотскими народами. Главная тема книги — политические институты, но их нельзя изучать без учета окружающей среды и способов жизнеобеспечения. Поэтому начальную часть книги я посвятил краю, где живут нуэры, и тому, как они добывают все необходимое для жизни. Читатель сможет убедиться, насколько политическая система нуэров соответствует экологии.

В последующих разделах книги говорится главным образом о таких группах, как народ, племя и его сегменты, клан и его линиджи, а также о возрастных группах. Каждая из этих групп составляет часть сегментной системы, по отношению к которой она идентифицируется, а вследствие этого не проводится различия между статусом членов группы, когда они, выступая именно в роли членов единой системы, имеют дело друг с другом и с чужаками. Это положение будет подробнее разъяснено 16 в нашем исследовании. Сначала мы опишем взаимоотношения между территориальными сегментами внутри территориальной, или политической, системы, а затем связь других социальных систем с этой системой. В ходе изложения станет ясным, что мы понимаем под политической структурой, но здесь можно уже сказать, что мы имеем в виду отношения внутри территориальной системы между группами лиц, которые живут в четко определенных районах и сами сознают свою принадлежность к группе и свое отличие от других. Только в самых мелких из этих общин их члены находятся в постоянном контакте друг с другом. Мы отличаем эти политические группы от другого вида локальных групп, т. е. от домовых групп, семьи, домохозяйства и большой семьи, которые не входят в состав сегментных систем и в которых проводится различие между статусом их членов по отношению друг к другу и к чужакам. Социальные узы в домовых группах в основном родственного порядка, а корпоративная жизнь представляет норму.

В политическую систему нуэров входят все народы, с которыми они поддерживают контакты. Под «народом» мы подразумеваем всех людей, говорящих на одном и том же языке, имеющих, помимо этого, общую культуру и считающих, что они отличаются от других таких же общностей. Если взять нуэров, шиллуков и ануаков, то каждый из этих народов занимает цельную, неразделенную территорию; но народ может быть и разбросан по районам, далеко отстоящим друг от друга, как, например, динка. Когда народ, как, например, шиллуки, в поли- тическом отношении централизован, можно говорить о государстве. В то же время нуэры и динка разделены на несколько племен, у которых нет общей организации или центральной администрации, и можно сказать, что в политическом отношении эти народы представляют собой скопления племен, временами объединяющихся в непрочные федерации. Нуэры проводят различие между теми племенами, что живут к западу от Нила, и теми, что мигрировали к востоку от него. Мы тоже для удобства делаем такое различие и говорим о западных нуэрах и восточных нуэрах. Восточных нуэров (при их описании) можно разделить также на племена, живущие близ р. Эз-Зераф, и те, что живут к северу и югу от р. Собат.

Самый крупный политический сегмент у нуэров — это племя. Не существует более крупных групп, которые не только считали бы себя самостоятельными локальными общностями, но и выступали бы совместно в войнах против чужаков и признавали право своих членов на компенсацию за понесенный ущерб. Племя делится на несколько территориальных сегментов, и это не просто географические подразделения, так как члены каждого сегмента считают себя самостоятельными общностями и нередко действуют, как таковые. Мы именуем самые . крупные племенные сегменты «первичные отделы», сегменты первичного отдела — «вторичные отделы» и сегменты.. вторичного отдела — «третичные отделы». Третичный отдел племени состоит из нескольких деревень, которые являются самой мелкой политической единицей в стране нуэров. Деревню составляют домовые группы, занимающие группы жилищ, домохозяйства и хижины. Мы рассматриваем институт традиционной вражды (февд] и ту роль, которую играет в нем вождь — носитель леопардовой шкуры по отношению к политической системе. Термин «вождь» может ввести в заблуждение, но он достаточно расплывчат, чтобы пользоваться им за отсутствием другого, более подходящего термина. Это сакральная особа без политической власти. У нуэров действительно нет правительства, и их государство можно определить как упорядоченную анархию. Нет у них и правопорядка, если подразумевать под этим судебные решения, которые выносит независимый и беспристрастный орган, имеющий также право приводить в исполнение свои решения. Есть признаки того, что уже произошли некоторые сдвиги в этой области, и в конце главы о политической системе мы говорим о появлении «пророков», т. е. лиц, в которых вселяются боги Неба, и считаем, что они олицетворяют собой начало политического развития. По нашему мнению, вожди — носители леопардовой шку ры и «пророки» — это единственные ритуальные фигуры, имеющие какое-либо политическое значение.

После рассмотрения политической структуры мы описываем систему линиджей и касаемся отношений между ними. Линиджи нуэров агнатные, т. е. состоят из лиц, которые могут проследить свое происхождение от общего предка исключительно по муж ской линии. Клан — это самая крупная группа линиджей, кото рую можно определить на основе правил экзогамии, хотя между несколькими кланами признаются агнатные отношения. Клан распадается на линиджи, которые являются ответвлениями, идущими от общего предка. Самые крупные сегменты, на которые делится клан, мы именуем «максимальные линиджи», сегменты максимального линиджа — «большие линиджи», сегменты большого линиджа — «малые линиджи», а сегменты малого линиджа — «минимальные линиджи». Минимальный линидж — это тот, который обычно называет человек, если его спросить, к какому линиджу он принадлежит. Таким образом, линидж — это группа агнатов, мертвых или живых, родство между которыми можно проследить генеалогически, а клан — это экзогамная система линиджей. Линиджные группы отличаются от политических групп тем, что отношения их членов между собой основаны на происхождении, а не на месте их проживания, так как линиджи разбросаны и не образуют локальных общностей, а также тем, что линиджные ценности зачастую проявляются в совершенно иных ситуациях, чем ценности политические.

После разбора системы линиджей в ее связи с территориальной сегментацией мы вкратце описываем систему возрастных групп. Взрослое мужское население распадается на стратифицированные группы, основанные по возрастному принципу, и мы именуем их «возрастные группы». Членами такой группы люди становятся после инициации и остаются ее членами до смерти. Возрастные группы представляют собой систему, в которой младшая группа проходит через высшие ступени, пока не превратится в старшую группу, а когда ее члены умирают, группа остается только в памяти и название ее больше не употребляется. Значимы только возрастные классы отрочества и зрелости, так что юноша, прошедший инициацию в группу мужчин, остается на всю жизнь в одном и том же возрастном классе. Категорий воинов или старейшин, как в других районах Восточной Африки, здесь нет. Хотя возрастные группы осознают свою социальную индивидуальность, у них нет корпоративных функций. Члены группы могут иногда действовать сообща, но группа в целом никогда не принимает участия в какой-либо корпоративной деятельности. Тем не менее система организована по племенному принципу, и каждое племя стратифицировано по возрасту независимо от других племен, хотя смежные племена и могут координировать деятельность своих возрастных групп.

У нуэров, как и у всех других народов, имеется половозрастная дифференциация. Это членение имеет весьма ограниченное (и негативное) значение для тех структурных отношений, которым посвящена данная книга. Оно имеет значение скорее в рамках домохозяйства, нежели политическое, и мы не уделяем ему особого внимания. Нельзя сказать, чтобы у нуэров было деление на классы. Внутри племени существует некоторое различие в статусе между членами господствующего клана, нуэрами из других кланов и динка, которые были включены в племя, но, если не считать периферийных районов расселения нуэров на востоке, это скорее различие этнических категорий, а не ранга.

Такова вкратце структура этой книги, и таково значение, которое мы придаем наиболее часто употребляющимся терминам, необходим для описания упоминаемых групп. Ниже мы надеемся уточнить эти определения. Исследование преследует две Цели: описать жизнь нуэров и раскрыть некоторые принципы построения их социальной организации. Мы стремились как можно лаконичнее рассказать о их жизни, и, отбросив большое количество материала, включили в книгу лишь то, что отвечает ограниченной теме нашего исследования.

AttachmentSize
Package icon Полный текст книги688.41 KB