Жизнь и время Клода Леви-Стросса

Клод Леви-Стросс, выдающийся антрополог, культуролог, социолог, философ, основатель школы антропологического структурализма, родился 28 ноября 1908 года в Бельгии, в Брюсселе, в семье французов еврейского происхождения. Его отец, Реймон Леви был художником-портретистом, а дед по материнской линии, Эмиль Леви, — главным раввином Версаля. В 1909 году семья вернулась в Париж. После того, как Реймона Леви-Стросса призвали во французскую армию, мать Клода, Эмма Леви, уехала к родителям, поэтому будущий антрополог вырос в доме деда-раввина. Несмотря на то, что этой семье соблюдались нормы еврейской религиозной жизни, бабушка Клода была свободомыслящей женщиной и в этом духе воспитала своих детей. Родители Леви-Стросса с уважением относились к национальным религиозным традициям и в то же время не брезговали светской жизнью — увлекались искусством, музыкой. В частности, благодаря влиянию прадеда, композитора Исаака Стросса, Клод с детства полюбил музыку. Когда Леви-Строссу исполнилось шестнадцать, он познакомился с трудами Карла Маркса, Канта, Гегеля, заинтересовался политикой и увлёкся идеями социализма.
Годы обучения прошли в Париже, в лицее Жансон-де-Селли, а затем в Сорбонне, где Клод изучал философию и право. В 1931 году Леви-Стросс получил диплом по специальности «философия». Помимо этого он посещал семинары Марселя Мосса — выдающегося этнографа и социолога, профессора, заведующего кафедрой истории религий «нецивилизованных народов» в Эколь практик. Наряду с этим Леви-Стросс являлся членом Французской секции Рабочего Интернационала, — его даже выдвигали кандидатом на кантональных выборах в 1932 году. Однако некоторое время спустя Леви-Стросс попал в автомобильную катастрофу, которая помешала его политической карьере.
После окончания учёбы и службы в армии Леви-Стросс становится лицейским преподавателем, однако некоторое время спустя он выбирает другой путь — путь познания жизни. В 1935 году вместе с женой Диной Дрейфус Клод уезжает в Бразилию и вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу, где в то время не хватало кадров с европейской подготовкой. Когда подошёл к концу первый учебный год, супруги отправились в экспедицию к индейцам племени кадиувеу и бороро. Богатейшая этнографическая коллекция (утварь, орудия охоты, украшения), собранная во время этой экспедиции, была представлена на выставке в Париже, благодаря чему Леви-Стросс получил финансовую поддержку для продолжения своей исследовательской работы. Во время следующей поездки в Бразилию Клод организовал уже «профессиональную» экспедицию к индейцам камбиквара и тупи-кавахиб. Об этой экспедиции, длившейся более года, Леви-Стросс расскажет в книге «Печальные тропики» (1955), которую начнёт словами: «Я ненавижу путешествия и путешественников. Но теперь и сам собираюсь поведать о своих экспедициях. Сколько потребовалось времени, чтобы решиться на это!» Книга рассказывает о впечатлениях и размышлениях европейского учёного, исследующего снаружи и изнутри нравы, обычаи и особенности мировосприятия аборигенов, живущих на Амазонке. Замечательна книга не только богатейшей «экзотикой», но и своеобразием её осмысления: автор делает попытку воссоздания системы символического мышления, присущего конкретной бесписьменной культуре. Если бы эта книга являлась романом, а не эссе, Леви-Стросс получил бы за неё Гонкуровскую премию.
В 1939 году Леви-Стросс возвращается в Париж, где некоторое время продолжает преподавательскую деятельность. Это время закончилось в 1940 году, когда правительство Виши издало первые законы против евреев. Леви-Стросс был смещён с должности преподавателя и оказался перед угрозой концлагеря. Его спасло приглашение на работу в США (программа Рокфеллера по спасению европейских учёных). В 1941 году Леви-Стросс отправляется в Америку в компании сюрреалиста Андре Бретона и ещё 218 «беженцев».
В Нью-Йорке Леви-Стросс читает лекции по социологии и этнологии. Там же он знакомится с крупнейшим лингвистом XX века Романом Осиповичем Якобсоном, что было очень важными для Леви-Строса, так как он усвоил идеи структурной лингвистики, в особенности фонологические принципы Пражского лингвистического кружка. На базе этих лингвистических идей Леви-Строс строит основы структурной этнографии. В 1940-е годы входит в тесные контакты с ведущими математиками своего времени (А.Вейль и др.). Машинный эксперимент, проведенный в соответствии с этнологическими идеями Леви-Строса, позволил рассчитать число комбинаторных вариантов при переходе от простых систем родства к более сложным. Математический подход дал возможность увидеть различие между «холодными» и «горячими» культурами. По Леви-Стросу, «горячие» культуры, в отличие от «холодных», включают в свое развитие историю и поиск все более богатых информационных возможностей. Также, разработанный Якобсоном метод структурного анализа в терминах бинарных оппозиций оказал большое влияние на Леви-Стросса. Впоследствии он применит этот метод в анализе мифа, что и положит начало французскому структурализму. Благодаря общению с видными американскими этнологами, в частности, с Францем Боасом, Леви-Стросс познакомился с достижениями этнографии США.
В 1945 году Клод Леви-Стросс возвращается, во Францию, однако вскоре вновь уезжает в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. На этой должности он пробыл до 1947 года. Вернувшись в 1948 году в Париж, Леви-Стросс получил докторскую степень в Сорбонне за свои работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства». Диссертация Леви-Строса о первичных системах родства (Les structures élémentaires de la parenté, 1949) посвящена взаимному обмену дарами в первобытных обществах.
В послевоенный период Леви-Строс знакомится с идеями В.Я.Проппа, с которыми впоследствии полемизировал, и, возможно, также с работами П.Г.Богатырева.
В начале 1950-х Леви-Стросс ведёт активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Он руководит одним из направлений в Национальном центре научных исследований, одновременно с этим читает лекции и является заместителем директора по этнологии в Музее человека. Позднее Леви-Стросс возглавит пятую секцию Практической школы высших исследований, которая затем будет переименована из «Исследования религий» в «Сравнительное религиоведение бесписьменных народов».
В 1952 году Клод Леви-Стросс по заказу ЮНЕСКО пишет труд «Раса и история», посвящённый многообразию культур и межкультурным отношениям. В этой книге учёный показывает, что мировоззрение, основывающееся на односторонне толкуемой идее прогресса или однонаправленной исторической эволюции, само по себе может стать даже предпосылкой расизма, пытающегося обосновать успехи цивилизаций разных культур. Разнообразие культур имеет как объективные корни (специфические условия природной среды, географическое положение), так и субъективные — желание отличаться от своих соседей посредством развития оригинального стиля жизни. Также автор говорит об этноцентризме — отвержении чужой культуры, отождествлении себя с людьми, а всех прочих — с «варварами» и «дикарями». В качестве резюме Леви-Стросс даёт формулу: «Варвар — это прежде всего человек, верящий в варварство». Наиболее опасным заблуждением, по Леви-Строссу, является формула ложного эволюционизма, когда различные одновременно существующие состояния человеческих существ трактуются как различные стадии единого процесса развития, движущегося к одной и той же цели. Типичный пример такой ложной посылки — когда бесписьменные туземные племена XX века напрямую сопоставляются с архаическими формами европейских культур, при том что так называемые «примитивные общества» прошли длительный путь развития и поэтому не являются первобытным состоянием человека. Их принципиальное отличие от технически развитых цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась кумуляцией изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связей с природой. Основополагающие установки по вопросам диалога культур, данные в этой работе, уже в течение сорока лет входят в учебные программы французских лицеев. В ещё одном известнейшем труде Леви-Стросса «Неприрученная мысль» показана вся полнота логических возможностей так называемого «первобытного мышления».
В 1958 году увидела свет широко известная книга Леви-Стросса «Структурная антропология», а в 1973 – Структурная антропология 2. Автор писал: «Природа правдивого проступает прежде всего в той тщательности, с которой она прячется». Это высказывание явилось лейтмотивом всей научной деятельности Клода Леви-Стросса, целью которой было выявление скрытых мотивов человеческих поступков. Про Леви-Стросса говорили: «Никто из антропологов не мог сравниться с ним (в том числе в преподавании) силой интеллекта, охватывавшего все дисциплины, имеющие отношение к человеку и творениям его рук».
В период с 1964 по 1971 Леви-Строс создает четырехтомный труд о системах мифологии американских индейцев: знаменитая серия Мифологические исследования (Mythologiques): т. 1, Сырое и вареное (Le cru et le cuit, 1964); т. 2, От меда к праху (Du miel au cendres, 1966); т. 3, Истоки застольных ритуалов (L'origine des manières de table, 1968); т. 4, Человек обнаженный (L'homme nu, 1971). На огромном материале доказывается тезис об исконном культурном единстве индейцев Америки, проводится реконструкция «основного мифа» индейцев – о разорителе орлиного гнезда. Мифологическое мышление, по Леви-Стросу, специфично для архаических обществ и противостоит индивидуальному как бессознательное – сознательному. Миф для него – инструмент первобытной логики, которая оперирует бинарными оппозициями типа высокий / низкий, небо / земля, правый / левый, парный / непарный, священный / профанный и т.д. Эти оппозиции могут комбинироваться в пучки, а пары крайних полюсов заменяться парой менее далеких противоположностей. Таким образом, миф для Леви-Строса – это прежде всего способ реконструкции архаического мышления (Le totémisme aujourd'hui, 1962; La pensée sauvage, 1962). Эта книга, рассказывающая о жизни людей в бесписьменных обществах, об используемом ими интеллектуальном инструментарии, об их способах обобщения и классификации, принесла Леви-Строссу мировую известность.
В 1959–1982 годы Леви-Стросс становится руководителем кафедры социальной антропологии в Коллеж де Франс (почетный профессор с 1983). Там он создаёт Лабораторию социальной антропологии, благодаря чему молодые учёные получают возможность вести исследовательскую работу. В Лаборатории готовились диссертации и организовывались экспедиции в самые разные уголки планеты. В 1961 году вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру Леви-Стросс основал антропологический журнал «Человек». В 1962 году увидела свет его книга «Тотемизм сегодня», В Коллеж де Франс Леви-Стросс проработал вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году. Леви-Стросс был членом Французской Академии, многих академий и почетным профессором многих университетов Европы, а также университета Квебека и Вишва-Бхарати в Индии. Награжден Орденом Почетного легиона и Большим Крестом Почетного легиона (1991).
В 2008 году Клоду Леви-Строссу исполнилось 100 лет. Он стал первым членом Французской Академии, дожившим до столь преклонного возраста. В этом же году Библиотека Плеяды начинает публиковать его работы, что обычно не делается при жизни автора. Работы Леви-Строса стали классическими. Известно его высказывание: либо 21 в. будет веком гуманитарных наук, либо его не будет вообще. 1 ноября 2009 года учёный скончался в Париже от сердечного приступа. 3 ноября он был похоронен в деревне Линьероль, Бургундия.

Биографии учёных и научные школы: 
Ключевые слова: