Учебно-научный центр социальной антропологии РГГУ

Учебно-научный центр социальной антропологии является структурным подразделением Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), одного из крупнейших вузов России. Директор Центра - Тишков Валерий Александрович, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН.

В Учебно-научном центре работают высококвалифицированные преподаватели, профессора и доценты. Кроме преподавателей Российского государственного гуманитарного университета для чтения лекций и проведения семинаров приглашаются ученые из институтов Российской академии наук: Института Латинской Америки РАН, Института этнологии и антропологии РАН, Института Африки РАН, Института востоковедения РАН, Института Дальнего Востока РАН, Института научной информации по общественным наукам РАН, Института мировой литературы им. А.М. Горького и и др. Привлекаются также иностранные специалисты.

Специальность - социальная антропология
Квалификация - социальный антрополог
Две специализации: социальная антропология регионов мира, этология человека

Формы обучения - очная (бюджетная и платная)
Срок обучения - 5 лет
Второе высшее - 3 года

В период обучения студенты проходят четыре практики: в музеях и научно-исследовательских учреждениях Москвы и С-Петербурга, а также в полевых условиях, в том числе и в инокультурной среде.

Образовательная программа помимо социально-антропологических, включает психологические, лингвистические и физико-антропологические дисциплины, а также обеспечивает высокий уровень владения английским языком как инструментом профессиональной деятельности. Кроме того, даются основы латинского языка. Возможно факультативное изучение второго языка (европейского или восточного). При региональной специализации студенты изучают (начиная с третьего курса) язык одного из народов избранного региона мира.

При хороших учебных показателях студентам оказывается содействие в организации стажировок за границей, а также в получении грантов и иных субсидий для индивидуальной или групповой полевой работы. Студенты принимают активное участие в различных академических и вузовских научных конференциях.

Концепция образовательной профессиональной программы по специальности 350100 "Социальная антропология" в Учебно-научном центре социальной антропологии (УНЦСА) РГГУ

Образовательная профессиональная программа подготовки дипломированных специалистов - социальных антропологов - в УНЦСА РГГУ рассчитана на 5 лет обучения и предполагает присвоение выпускникам квалификации "Социальный антрополог". Актуальность разработки этой программы общими тенденциями научно-образовательной деятельности в современном гуманитарном универсуме (прежде всего, тенденциями к междисциплинарности, к развитию комплексного изучения человека). Внимательное изучение потребностей интеллектуального рынка современной России, постоянное общение профессоров и преподавателей УНЦСА РГГУ с коллегами-антропологами других вузов и академических институтов позволяет сформировать целостное представление о принципах, целях и задачах университетской подготовки специалистов в области социальной антропологии.

Предлагаемая программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовленности лиц, завершающих обучение в вузе, фундаментальное гуманитарное образование, современные знания о природе человека и многообразии культур человечества, возможности приобретения студентами профессиональных качеств, необходимых в практической - прикладной - работы обширного гуманитарного спектра. В то же время, она включает в себя существенные элементы современной западноевропейской и американской практики высшего образования социологического и гуманитарного профиля. Таким образом, характеризуемая программа обеспечивает реализацию широких общеобразовательных задач и подготовку специалистов, соответствующих уровню современных международных стандартов.

Профессиональная образовательная программа подготовки специалистов в области социальной антропологии нацеливает студентов на глубокое, всестороннее изучение культуры и природы человека, понимание их сущностных свойств, а также многообразия культурных и биологических взаимовлияний. Предлагаемая программа позволяет освоить современный язык социальной антропологии как области гуманитарно-социального знания и академической дисциплины, содействует выработке важнейших навыков практической деятельности в сфере антропологии. Отличительной чертой предлагаемой концепции антропологического образования является большое внимание к проблемам эволюции человека как существа, одновременно биологического и социального. До настоящего времени в аналогичных курсах гуманитарного направления человек рассматривался как существо исключительно социальное, далеко отстоящее от животного мира и не подверженное биологической эволюции и биологическим законам.

Целью обучения является подготовка квалифицированных специалистов, обладающих профессиональными знаниями в области социальной антропологии (включая экономическую, политическую, юридическую и прикладную антропологию), равно как и в области этологии человека, а также владеющих методикой и практическими навыками полевой работы, прикладных и теоретических исследований, перевода и реферирования, создания антропологических баз данных и работы с ними. Достигается эта цель через уже хорошо апробированный в мире (в особенности в США) метод комплексного преподавания всех основных предметов общей антропологии в сочетании с большим набором практически-методических курсов, ориентирующих студентов на практическое применение полученных ими знаний, умений и навыков. Изучение человеческих общностей реально возможно только при условии глубокого знания иностранных языков. Поэтому существенное, если не решающее, значение для достижения поставленной цели имеет преподавание иностранных языков - основных (европейских, прежде всего английского) и вспомогательных (грамматические и лексические основы языков изучаемых народов).

Выпускники УНЦСА могут найти применение своим знаниям и умениям в качестве сотрудников научно-исследовательских институтов и центров, преподавателей социальной антропологии (или этнологии) - общих курсов, отдельных субдисциплин (политическая, экономическая, юридическая антропология и т.д.), региональных спецкурсов (социальная антропология народов России и народов зарубежных стран), а также таких спецкурсов, как Социокультурная эволюция, Этология человека, Теория и практика межкультурной коммуникации и т.д., - в общих и специальных высших и средних учебных заведениях.

Предлагаемая образовательная программа обеспечивает подготовку уникальных специалистов, сочетающих глубокое знание культуры региона специализации и свободное владение иностранным языком (в первую очередь английским), знание общих основ биологии и поведения человека, культурной специфики невербальной коммуникации, владение практическими навыками прикладных исследований и методиками математической обработки собираемых данных, что позволит выпускникам найти работу в качестве экспертов, консультантов, советников в государственных учреждениях (Совете федерации, министерствах, правительстве Москвы, миграционных службах, службах занятости и т.д.) и частных фирмах (в особенности тех, деятельность которых связана со взаимодействием представителей разных культур - совместных предприятиях, российских компаниях, работающих за рубежом), переводчиков, референтов, специалистов по созданию и обработке баз данных и мультимедийных приложений. Выпускники УНЦСА смогут также осуществлять авторскую и редакторскую работу в различных издательствах (в том числе и мультимедийных).

Базовый учебный план предполагает последовательное углубление общей эрудиции, расширение кругозора студента и развитие его аналитических способностей, обеспечиваемые дисциплинами общегуманитарного цикла (ГСЭ). Последовательное углубление профессиональных и специальных знаний осуществляется на основе отбора и систематизации курсов соответствующего цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД).

Специализация обеспечивается курсами специальных дисциплин (ДС: социология и антропология повседневности, антропогеография и экологическая антропология, политическая антропология, теория и практика межкультурной коммуникации, эволюция социальных институтов, антропология детства, визуальная антропология) и дисциплин вузовских специализаций (ДВС: социальная антропология регионов мира, этология человека) и предусматривает возможность ориентации как на теоретическую деятельность (научно-исследовательская работа), так и на преимущественно прикладную (преподавание, консультирование, экспертиза, издательская и переводческая деятельность, прикладные полевые исследования).

В отличие от большинства ныне существующих программ по данной специальности, концепция антропологического образования в Учебно-научном центре социальной антропологии РГГУ предполагает комплексное усвоение знаний о физической природе и культуре человека во всем многообразии, а также формирование на этой основе практических навыков исследовательской и прикладной работы. Такой комплексный подход позволяет, с одной стороны, эффективно использовать достижения отечественной академической традиции, с другой - обогатить учебный процесс опытом зарубежной практики преподавания антропологии. Предполагается детальное изучение истории отечественных и зарубежных антропологических концепций и школ.

Другой оригинальной чертой концепции является ее региональная ориентация. Предполагается как систематическое ознакомление студентов с культурным, физическим и поведенческим многообразием Ойкумены, так и углубленное изучение социальной антропологии регионов специализации (Россия и сопредельные страны, зарубежные страны). Отличительной особенностью концепции является включение в программу подробного курса по этологии человека, до сих пор полностью отсутствовавшего в отечественных программах высшего образования, а также оригинальных курсов Теория и практика межкультурной коммуникации, Эволюция человека и Физическая антропология. В соответствии со сказанным, помимо региональной, в УНЦСА возможна специализация по этологии человека.

Наконец, комплекс учебных дисциплин в плане направлен на формирование навыков работы с новыми электронными средствами в области культурной и физической антропологии (создание и анализ компьютерных баз данных, видеотехника и информационные технологии в социальной антропологии, отработка навыков пользования специализированными пакетами программ). Освоение этих курсов дает возможность антропологам свободно ориентироваться в современном телекоммуникационном пространстве, объединяющем крупнейшие антропологические центры мира.

Учебный процесс в УНЦСА ориентирован на индивидуальную работу со студентом, что составляет концептуальную основу оформления образовательной среды, в которой студенту предстоит активно обучаться. Основной профессиональной задачей преподавателя УНЦСА следует считать создание и поддержание такой образовательной среды. Индивидуальный подход во многом обеспечивается за счет гибкой системы предметных и региональных специализаций, большого числа курсов по выбору.

Профессиональная образовательная программа подготовки специалистов в области социальной антропологии в УНЦСА осуществляется в тесном взаимодействии с Институтом этнологии и антропологии РАН, Институтом Востоковедения РАН, Институтом Африки РАН и Институтом научной информации по общественным наукам РАН.

Адрес: Москва, Миусская пл. д.6, корп. 2, комн. 516, 517
тел.: (495)250-61-02, (499)973-40-94

Официальный сайт Российского государственного гуманитарного университета - www.rsuh.ru