Глобальная этносоциология

Автор: 

Введение

При изучении социальных процессов одной из самых интересных проблем является проблема предсказания будущего того или иного общества. Неоднократно проваливались самые различные попытки дать более или менее точный прогноз грядущих событий, будь то народные волнения, выборы или изменения в среде правящей элиты. Как правило, эти прогнозы касаются событий, которые должны произойти через 3-4 месяца, через 1-3 года или, в крайнем случае, через 10-15 лет. Предсказания того, что произойдет через 50-100 лет любопытны, но не больше того, поскольку такие отрезки времени сравнимы с длительностью человеческой жизни, а значит, предсказываемые события выходят за рамки событий, подпадающих под контроль тех, кому был адресован, главным образом, сам прогноз - современникам прогноза. Нам, ныне живущим, достались из прошлого века прогнозы, сделанные предками о нашем времени, и, хотя некоторые из них удивляют свой прозорливостью, наличие многочисленных других, ошибочных, перечеркивает значение первых. Мы не можем в этом случае быть убеждены, что точный прогноз не является случайным совпадением.

Методика составления прогнозов в прошлые столетия достаточно однообразная; она опирается на традиции гуманитарных наук и поэтому базируется либо на узком наборе явлений и фактов, либо на конкретной теории, не способной обрабатывать данные так, как это делает математика. Важным отличием математического способа обработки данных является то, что результат получается в ходе долгих формальных вычислений, лишенных самостоятельного смысла, и является, как правило, непредсказуемым (за исключением тривиальных случаев) и, следовательно, объективным. Субъективность может проявиться на предварительном этапе построения математической модели, но математический анализ следствий модели беспристрастен и объективен. История применения математики в естественных науках показывает, что большинство тонких результатов, касающихся окружающей нас Вселенной и полученных математическим путем, никогда бы не стали достоянием человеческого разума, если бы не использовались отстраненные формальные и абстрактные процедуры. Именно этот подход отсутствовал у предсказателей в прошлом. Достаточно распространено мнение, что процессы протекающие в обществе, в отличие от физических или химических, очень сложны, многогранны, и поэтому их строгое математическое описание дело почти безнадежное. Тем не менее, наша цель - построение математической модели глобальных этнических и социальных процессов. Под глобальным процессом понимается процесс, проявление которого становится заметным на больших отрезках времени - в несколько сотен лет. Локальные процессы, напротив, сказываются через несколько месяцев или лет.

Думается, что имеется существенная разница между прогнозом социальных явлений на месяцы и годы и прогнозом на сотни лет, то есть между локальными прогнозами и глобальными. Для первых применима феноменологическая социология, для вторых - функциональная или системная социология [Мон15]. Фактор действий отдельного человека очень сильно сказывается на коротком отрезке времени; на больших временных интервалах на первое место выходят системные связи, законы развития общества в целом. Поэтому можно попытаться математически описать то, что в меньшей степени задействует качества человеческой психики - глобальные социальные процессы, когда лишен смысла вопрос о победе того или иного претендента на президентское кресло, но закономерен вопрос о судьбе нации, поворотах в ее истории, в ее культуре, в состоянии окружающей ее природной среды.

Модель, предложенная в этой книге, достаточна сложна; она состоит из одиннадцати дифференциальных уравнений для каждого общества (семь описывают этносферу и четыре - социосферу), к которым надо добавить пятнадцать уравнений, определяющих динамику биосферы суши [Кра1]. Поскольку каждое общество не изолировано, то число 26 (общее количество уравнений для одного общества) надо умножить на число обществ, подлежащих анализу, и добавить девять уравнений, описывающих атмосферу и океан. Отметим, что данная модель является учебной; она имеет цель - обозначить основные идеи и подходы, на которых может базироваться математическое описание глобальных общественных процессов, а также продемонстрировать, в чем конкретно заключается сложность, когда говорят о применении математики в этнологии и социологии. По существу, сложность заключается в многофакторности, то есть в большом количестве факторов, подлежащих учету в модели, в многомерности фазового пространства изучаемой динамической системы, порождающей трудности с проверкой системы на устойчивость, структурную устойчивость (грубость) и на наличие бифуркаций, странных аттракторов и тому подобное.

Эта сложность порождена стремлением учесть все многообразие явлений и фактов. Для составления и функционирования таких моделей необходимо привлечь специалистов самых различных наук. Обилие экспертов - гарантия объективности самой модели. Мнение одного специалиста, если он не гений, не будет угрозой для строящейся модели, оно снивелируется под влиянием других экспертов.

Для того, чтобы иметь более совершенное представление о глубине проблемы прогнозирования глобальных этносоциальных процессов, полезно познакомиться с книгой [Кра1], где подробно описывается первая - опорная ступень пирамиды:

На нижнем геобиотическом уровне общество людей представляет собой подсистему экологической системы, живущей, в основном, за счет энергии Солнца и участвующую в обмене биомассой с другими подсистемами данного уровня. Общество в таком случае - это совокупность отдельных, не оказывающих друг на друга какого-либо заметного влияния, потребителей (лучше сказать "поедателей") чужой биомассы, отдающих свою биомассу в результате биологической смерти и физиологических отправлений, а также являющихся загрязнителями природы промышленными отходами. Единое земное общество при этом может разбиваться на местные, региональные подобщества, которые отличаются друг от друга типом потребляемой пищи (биомассы), темпами прироста или смертности популяции и уровнем промышленных загрязнений. Данное общество лучше называть популяцией.

На втором, этническом, уровне общество - это уже коллектив индивидов, способных к единым неосознанным действиям и характеризующихся одинаковыми неосознанными ответными реакциям на внешние воздействия, то есть вполне определенным стереотипом поведения, порожденным ландшафтными (региональными) условиями местожительства. Такое общество называется этносом. Этнос имеет сложную структуру. Живет за счет изначально полученной при рождении биохимической энергии пассионарного толчка, растрачиваемой на характерные только для него культуру и искусство, технические новшества, войны и на поддержание кормящего окружающего ландшафта.

На третьем - социальном - уровне мы имеем дело с обществом в самом распространенном смысле этого слова. Ключевыми здесь являются слова: сознание, общественное сознание, индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание на данном уровне, если иметь в виду глобальные долговременные социальные процессы, подчинено общественному сознанию. Особую роль для такого анализа общества играют понятия " обучение" и " воспитание", дополняющие понятия " подражание" или " сигнальная наследственность", используемые на этническом уровне.

Очевидно, что существуют более высокие уровни - например, психосфера, ноосфера. Они должны иметь важное значение при анализе локальных кратковременных социальных процессов, либо при анализе роли гениев на историческое развитие того или иного народа. Вместе с тем учет коллективного бессознательного [Юнг] оказывается совершенно необходимым и для полного описания глобальных социальных процессов. Без него, например, невозможно математически определить условия объявления войны одного общества другому (см параграф 6.4). Однако изучение этих уровней выходит за рамки настоящего пособия, поскольку автор не представляет пока, каким образом можно описать в виде дифференциальных уравнений глобальные психические процессы, свойственные обществу.

Расскажем кратко о содержании книги.

Гл. 1, 2 посвящены геобиотическому (экологическому) уровню описания общества, точнее, популяции. При написании этих глав использовалась книга [Кра1].

В гл. 1 кратко излагается учение В.И.Вернадского о биосфере. Дается понятие " геобиоценоз" (геобиотическая система), введенное советским ученым В.Н.Сукачевым. Тождественным ему является понятие " экологическая система", которым мы обязаны А.Тэнсли.

В гл. 2 приводятся уравнения, описывающие динамику круговорота атмосферного кислорода O , углекислого газа C_1 , замутненность атмосферы B , углерода в океане C_2, C_3 , биомассы океана r, Ф, D (нектон, фитопланктон, детрит океана). Эти уравнения выписываются следующим образом.

Пусть A=(O,C_1,B), O =(C_2, C_3, r, Ф, D) . Суша разбивается на m регионов, каждый регион характеризуется вектор-функцией времени Б_i=(Б_i(1),...,Б_i(10)) , которая описывает круговорот биомассы в регионе. Смысл компонент Б_i(k) (k=1,...,10) самый различный: лесная растительность, травяная растительность, сельскохозяйственная растительность, биомасса животных, биомасса людей, гумус почв, минеральные ресурсы, основной капитал популяции региона, сельскохозяйственные инвестиции, загрязнения антропогенного происхождения.

Пусть Б=(Б_1,...,Б_m) и W= (W_0,W_{1A},..., W_{mA}, W_{1S},..., W_{mS}) , где W_0 - вода в океане, W_{iA} - вода в атмосфере над i- м регионом, W_{iS} - поверхностные воды i- го региона.

Динамика глобальной геобиотической (экологической) системы определяется системой дифференциальных уравнений

Полный вид этих уравнений приведен в гл. 2. Большинство компонент величин A, Б, W могут быть измерены в т/км^2 (кроме основного капитала) и представляют собой биомассу.

В гл. 3, 4 описаны этнические системы. Причем в гл. 3 дается изложение основных идей теории этногенеза историка Л.Н.Гумилева, а в гл. 4 приводится соответствующая математическая модель. Этнос, заселяющий i- й регион, характеризуется вектор-функцией Э=(Э_1,...,Э_m) , где Э_i=(Э_i(1),....Э_i(7)) - i- й этнос, живущий в i- м регионе (ландшафте). Компоненты Э_i(k) (k=1,...,7) - это уровни пассионарности (или значения биохимической энергии) пассионариев, гармоничных людей, субпассионариев, организации этноса, подсистемы культуры и искусства, подсистемы науки и техники, кормящего ландшафта. Динамика этноса описывается системой дифференциальных уравнений вида

На основе этих уравнений проводилось компьютерное моделирование на предмет согласования выводов, сделанных в рамках данной математической модели и утверждений самого Л.Н.Гумилева о ходе этногенеза.

В гл. 5, 6 излагается теория социальных систем.

В гл. 5 сообщаются основные моменты системной социологии. Основой служили идеи М.Вебера [Ве9], Э.Дюркгейма [Дю11] и Т.Парсонса [Пар10]. В гл. 6 приведена реализующая эти идеи математическая модель глобальных социальных процессов, которые характеризуются вектор-функцией S=(S_1,...,S_m) , где S_i=(S_i(1),...,S_i(4)) - i- е общество, живущее в i- м регионе. Компоненты S_i(k) (k=1,...,4) - это уровни интеграции социетального сообщества, системы поддержания институциальных этнических образцов, политической системы и экономической системы. Динамика общества описывается системой дифференциальных уравнений вида

Проводились компьютерные эксперименты по изучению совместной динамики этнической и социальной систем. Этническая система при этом вела себя в соответствии с теорией Л.Н.Гумилева, а социальная, например, - предсказывала постепенное падение влияния на общественное поведение этнических стандартов при усилении роли норм поведения, устанавливаемых государством и диктуемых его охранными и полицейскими функциями. Эволюция политической и экономической систем могла происходить по циклическому закону.

Гл. 7, написанная социологом Л.А.Паутовой, вводит в круг проблем, связанных с понятием устойчивости (стабильности) социальных систем. Миг, когда общество, потеряв стабильность, начинает структурные перестройки, изменяет социальные институты, сменяется долгой эпохой нового стабильного общественного равновесия. Отсюда особая значимость анализа устойчивости социальной системы.

В гл. 8 излагаются математические модели этнической и социальной систем, для которых проводится исследование на предмет устойчивости эволюционных траекторий (достигнутых общественных равновесий).

Наконец, в Заключении обсуждается проблема правомерности математического моделирования социальных процессов, а также комментируются принципы построения психоистории - фантастической науки о прогнозировании развития галактической цивилизации, придуманной писателем Айзеком Азимовым.

Читатель, не любящий математику, может читать только главы с нечетным номером. Кто терпеть не может "гуманитарного словесного потока", что же, тот читает главы с четными номерам. Удобно и тем и другим.

Автор надеется, что данное учебное пособие окажется полезным как для людей с естественно-научным образованием, так и для тех, кого называют гуманитариями. Первые могут убедиться, что изложение теории общественного развития может быть представлено в привычном для них виде, с использованием формул, на основе которых можно делать обоснованные точными расчетами прогнозы и выводы. Другими словами, социология близка к тому, чтобы войти в круг точных наук. Вторые, преодолев их предубеждение против математики, увидят, что именно формул не хватало для того, чтобы окончательно оформить то, к чему вплотную подошли их выдающиеся коллеги. Прекрасные теории, вскрывающие сущность общественного развития, лишь казались в чем-то еще несовершенными по причине того, что выражены были с использованием языка человеческого (русского, английского и т.д.), а не формализованного. Посему смысл слов мог восприниматься каждым изучающим эти теории по-разному, и такая расплывчатость не способствовала сплоченной работе исследователей в едином направлении. Математизация теорий позволяет найти взаимопонимание и предоставляет в распоряжение социолога новые средства исследования: предсказания об эволюции социальных систем, сделанные на основе изучения соответствующих математических моделей и проводимых компьютерных экспериментов.

Математизация социологии и политологии развивается достаточно быстро. Круг исследователей, понимающих неизбежность перехода к точному формализованному языку, постоянно расширяется. К сожалению, в России консерватизм в преподавании гуманитарных наук превышает размеры, которые полезны для этих наук. На Западе социологи и политологи более энергичны и давно уже читают курсы лекций, внедряющие в сознание студентов новые, рожденные в конце XX века, идеи, связанные с такими понятиями как "математическое моделирование", "социокибернетика", "синергетика", "хаос", "фракталы", "искусственный интеллект", "компьютерное моделирование" (simulation), "программное обеспечение" (software) и т.д. В Интернет действуют различные телеконференции, участники которых обсуждают возникающие при этом проблемы (например, http://www.mailbase.ac.uk/lists/simsoc/).

Математическая социология и математическая политология делают свои первые шаги. Нельзя давать прогноз развития событий, предлагая заказчику на выбор три или четыре варианта.

Заказчик не должен делать выбор, полагаясь на словесную или иную привлекательность того или иного варианта. Ему следует предложить числовую оценку, характеризующую, например, вероятность реализации конкретного варианта. Может оказаться, что традиционная математическая теория вероятностей применительно к социальным наукам уступит место иной, более изощренной теории. Но числовая оценка реализуемости варианта развития событий должна быть дана, если мы желаем иметь дело с ответственным предсказанием. Предсказание тогда ответственно, когда делается на основе унифицированных и проверяемых выкладок, а не благодаря какого-либо рода откровению. Это понимают практические социологи, к этому придут социологи-теоретики, а за ними и политологи.

Идея построить математическую модель общества возникла у автора в результате его деятельности в органах исполнительной власти Омской области в 1992-1993 годах. Возможность достаточно близко наблюдать особый интерес губернатора и других чиновников к разного рода прогнозам общественных настроений заставило задуматься над тем, что должны существовать естественные ограничения на степень точности локальных, то есть кратковременных прогнозов, и связанные с ними глубокие препятствия на пути построение математических теорий локального прогнозирования. В таких локальных теориях точность в прогнозе одной группы явлений должна достигаться за счет потери ясности по другой группе явлений. Иначе говоря, следует предположить некоторое соотношение неопределенности при описании явлений недалекого будущего социальной системы. За группами явлений стоят интересы конкретных чиновников и политиков, число которых огромно, поэтому теория должно иметь почти "бесконечное число внутренних параметров".

Напротив, глобальный прогноз может восприниматься любой элитной группой лишь при принятии в расчет будущих поколений, пусть хотя бы только представителей самой группы, но все же опосредованно, не лично, а значит и не так остро. В таком случае прогнозу подлежит не жизнь отдельных бесчисленных чиновников, а значительно меньшего числа коллективов людей с учетом поколений, и появляется шанс построить математическую теорию глобального прогноза общественного развития, поскольку такая теория будет иметь "конечное число внутренних параметров".

Данная книга никогда бы не появилась, если бы не роман А.Азимова "Основание" с его идей науки под названием психоистория. Толчком к написанию первого варианта уравнений динамики этнической системы явились беседы со студентами Омского госуниверситета Д.А.Ланиным и С.В.Никитиным, которые создали первый пакет программ для компьютерного моделирования этногенеза. Общение со студентами В.В.Коробициным и А.А.Лаптевым, которые увлеклись моделированием этносоциогенетических процессов, привело к тому, что книга была, наконец-то, написана, а создание В.В.Коробициным нового пакета программ MEP позволило проводить компьютерные эксперименты с самыми различными вариантами этнических и социальных систем (данная доступны на Web-странице "Modelling and simulation of ethnic and social processes" - http://univ2.omsk.su/MEP/ или http://www.univer.omsk.su/MEP/}. Включение в книгу материалов, предоставленных социологом Л.А.Паутовой, существенно разнообразило содержание данного учебного пособия.

Материал этой книги был положен в основу двух спецкурсов ("Моделирование биосферных процессов" и "Моделирование этнических и социальных процессов"), прочитанных автором в 1993-1994 и в 1995 годах на математическом факультете Омского государственного университета. Лекции добровольно прослушало довольно большое количество студентов. Этот курс может читаться и на гуманитарных факультетах, поскольку в нем не используется сложный математический аппарат. Достаточно "на пальцах" объяснить, что такое дифференциальное уравнение, и пояснить, что решаются оно с помощью компьютера. Решение при этом выдается в виде графиков.

Автор выражает благодарность историку Г.К.Садретдинову и социологу И.А.Огородниковой за помощь в поиске необходимой для написания этой книги литературы по теории человеческого общества, а также за полезные беседы.

Глава 3. Этнические системы

3.1. Что такое этнос?

Этнос - это устойчивое, естественно сложившееся сообщество людей, противопоставляющее себя другим аналогичным сообществам, что определяется ощущением комплиментарности (свой - чужой), и отличающееся своеобразным стереотипом поведения.

Комплиментарность - ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнического сообщества, определяющего деление на "своих" и "чужих".

Комплиментарность следует отнести к подсознательной сфере в жизнедеятельности людей, и тем самым природа этноса должна быть понята при анализе подсознания людей. Последнее определяется тем, что человек - часть живой природы. В своем развитии он прошел большой путь биологической эволюции. Следовательно, для того чтобы лучше разобраться в том, что же такое этнос мы должны обратиться к учению о биологических процессах, протекающих на поверхности Земли, или к учению о биосфере (см. гл. 1).

Стереотип поведения - система поведенческих навыков, передаваемая из поколения в поколение через обучение и воспитание и, в большей мере, через условный рефлекс подражания. Первое относится к сознательным действиям - к социосфере, второе - к подсознательным, к биосфере, а также к этносфере.

Сознательные действия людей описываются законами спонтанного общественного развития (см. гл. 5).

Итак, появились слова "этносфера" и "социосфера", которые подразумевают некоторые понятия, необходимые для того, чтобы разобраться в том, что такое разумная жизнь на Земле.

Можно предположить, что разумная жизнь на Земле - это следующие компоненты:
1. среда обитания, анализируемая посредством понятий - биосфера, биомасса, геобиоценозы, биогенез, биосферные процессы;
2. обитатели, что раскрывается с помощью понятий - этносфера, пассионарность, этноценозы, этногенез, этнические процессы;
3. законы развития, анализируемые с помощью понятий - социосфера, социальное действие, социоценозы, социогенез, социальные процессы.

Математическое описание среды обитания человечества или биосферных процессов дано в [Кра1]. Остается сделать то же самое для этнических и социальных процессов.

3.2. Происхождение этносов

Каждому биоценозу отвечает строго определенный участок поверхности Земли, причем ограниченный. Этот участок называется биохором. Каждый вид животных "вписан" в ландшафт биохора, адаптирован к нему. Человек же расселен по всей поверхности Земли. Но потребность в адаптации к окружающему людское сообщество ландшафту остается и проявляется в том, что человечество распадается на этносы. Существование этносов, деление на этносы - плата за повсеместное распространение человека. Но если адаптация животных к ландшафту сказывается в самой структуре животного мира (деление на виды), то у человека адаптация к ландшафту проявляется не в структуре (нет разных видов разумных людей на Земле), а в поведении.

Каждый коллектив (этнос) людей, адаптируясь к ландшафту, вырабатывает свой стереотип поведения, относясь зачастую враждебно (отрицательная комплиментарность) к другому типу поведения (к другому этносу). Стереотип поведения - фундамент этнической традиции, включающей культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства.

Этнос - это верхнее звено некоторых геобиоценозов, заселенных этническими сообществами. Соответственно геобиоценоз, в который входит как верхнее звено некоторый этнос, следует назвать этноценозом.

Этносфера - это совокупность всех этносов и их этноценозов.

3.3. Этническое и социальное развитие

Под этногенезом понимаются процессы развития этносов, их зарождения, существования и гибели.

Соответственно социогенез - это процессы развития общества, его зарождения, преобразования и гибели. Для спонтанного общественного развития этносфера и этногенез - всего лишь фон, на котором реализуется социальное движение [Гу4].

Выделяем этнические и социальные системы, которые развиваются благодаря процессам этногенеза и социогенеза соответственно. В основе представления об этнической системе лежит теория Л.Н.Гумилева о пассионарности, которая излагается в этой главе. Строгое описание социальной системы отложим до гл. 5.

Социальная система может оставаться на определенном участке суши (территория государства) неизменной, а населяющий его этнос исчезает и заменяется другим:

Но замена этноса и социальной системы может происходить одновременно:

Этнос может сохраниться, а социальная система измениться: Точные определения оставим на будущее.

Отношения между подсистемами биосферы, этносферы и социосферы будем выяснять постепенно.

3.4. Биохимическая энергия и пассионарность

По В.И.Вернадскому, живое вещество планеты связано с косным веществом посредством биохимической энергии или, как говорил сам В.И.Вернадский, посредством биогенной миграции атомов. К ней, "кроме питания и дыхания, может быть сведена вся бытовая (другая) деятельность живых организмов - использование ими косной или живой природы для жизни, механическое и техническое их проявление при рытье обиталищ, постройке гнезд, домов, все проявления человеческой техники, которая в наше время меняет биосферу, превращая ее в новое геологическое состояние - в ноосферу, меняет облик Земли, лик планеты ...".

Эта энергия заставляет организмы размножаться до возможных пределов. Пределы очерчены границей геобиоценозов. Организмы тратят энергию на адаптацию к среде. Люди, входя в геобиоценоз, тратят биохимическую энергию (своего живого вещества) на поддержание равновесия со средой (либо на поддержание измененного ранее ландшафта, либо на адаптацию к ландшафту). Большинство этносов органически входят в состав геобиоценозов, образуя этноценоз. А некоторые, развиваясь и размножаясь, на что затрачивается биохимическая энергия, начинают распространяться за пределы своего биохора. Но расширение заканчивается тем, что они становятся новым этносом на новой освоенной территории. То есть наступает период стабилизации.

Биохимическая энергия всегда стремится к максимальному своему проявлению. Живое вещество становится источником свободной энергии, то есть способно произвести работу. Биосфера получает больше энергии, чем требуется для поддержания ее равновесия. Это ведет к вспышкам активности в живом веществе. (Саранча поднимается в воздух, летя навстречу своей гибели, киты бросаются на берег, микроорганизмы порождают эпидемии, ...). У людей это проявляется в виде взрывов этногенеза. Начинают бурно идти этнические процессы, идет зарождение новых этносов.

Такие вспышки активности среди людей называются пассионарными толчками.

Пассионарность как энергия - это избыток биохимической энергии живого вещества (людей), подавляющий в человеке инстинкт самосохранения и определяющий способность к целенаправленным сверхнапряжениям.

Пассионарность как характеристика поведения - эффект избытка биохимической энергии живого вещества (людей), порождающий способность к самопожертвованию ради (часто) иллюзорной цели.

Таким образом, пассионарный толчок в той или иной популяции людей, ведет к проявлению пассионарности у членов популяции.

Пассионарность - это генная мутация, то есть изменения в организме, передающиеся по наследству.

Члены популяции, подверженные пассионарному толчку, становятся носителями пассионарного признака. Это проявляется в способности их организма к повышенному поглощению биохимической энергии из среды и в выдаче этой энергии в виде работы. Такие члены популяции называются пассионариями. Эти люди отмечены пассионарным признаком.

Признак - это функциональная способность гена проявить себя соответствующим образом. Значит, пассионарный признак - это способность гена дать организму возможность быть пассионарием, то есть человеком, подавляющим инстинкт самосохранения, жертвующим собой во имя поставленной цели.

Пассионарный признак является рецессивным признаком; его носитель - рецессивный аллель, то есть ген измененной формы (мутированный), по сравнению с геном члена популяции, жившего до момента пассионарного толчка. Рецессивность означает, что признак не обязан проявиться в любом потомке, но он все же проявляется по определенному закону.

Итак, в популяции следует выделить:

1. пассионариев - людей, подавляющих инстинкт самосохранения, склонных к самопожертвованию. Они имеют повышенную способность превращать свою биохимическую энергию в работу;
2. гармоничных людей - импульс самопожертвования уравновешен инстинктом самосохранения. Это большинство людей - работоспособные, интеллектуально полноценные, уживчивые, но не сверхактивные. Эти люди - залог устойчивости этноса;
3. субпассионариев - у них довлеет инстинкт самосохранения, они обладают "отрицательной" пассионарностью. Они не способны эффективно превращать биохимическую энергию в работу. Это бродяги, бомжи, наемники-солдаты.

Популяцию, подвергшуюся пассионарному толчку, повлекшему появление пассионариев, называют пассионарной.
Пассионарная популяция либо превращается в этнос, либо погибает. Пассионарность - энергия, которая питает исторический процесс, при этом направление исторического процесса определяется общественной формой движения материи.

3.5. Этнос как система

Для описания этноса, его зарождения, развития и гибели Л.Н.Гумилёв использовал такие понятия как пассионарии, гармоничные люди, субпассионарии, организациядигосударстворелигияджусыплеменасемьиродакастыкланыэтносуконкретномуприсущаяландшафт, кормящий и окружающий данный этнос, культура (и искусство) этноса и техника, находящаяся на вооружении этноса. Каждому понятию отвечает подсистема, входящая в этнос как систему. Все подсистемы связаны вполне определенными отношениями, характеризующими этнос как единое целое. Более того, подсистемы выполняют только им присущие функции.

Пассионарии - это люди, определяющие лицо, своеобразие этноса при его зарождении; стремление к экспансии, освоению новых земель; с их честолюбивыми настроениями связаны периоды разладов и гражданских войн. Люди создают, преобразуют окружающую природную среду, кормящую их, и в свою очередь преобразованный ландшафт формирует сам этнос, наделяя его неповторимым стереотипом поведения.

Отношение к технике, науке, на которые либо тратятся дополнительные усилия, либо они награждаются прохладным отношением, также уникально для каждого этноса и характеризует место этноса среди современных ему народов. Столь же важны творческие проявления в этносе, его культурные достижения, восприятие мира, его искусство [Шпенглер, Шпе7].

Культура каждого этноса настолько уникальна, что часто многие исследователи вместо понятия "этнос" используют понятие "культура". Более того, например, в американской социологии при изучении основ теории общества предпочтение отдают термину "культура", а термин "этнос" практически не используется (см. [Смелзер, Смел14]).

Особое место занимает подсистема "Организация". Любой коллектив может быть так назван только потому, что он выделяется среди случайной совокупности людей (или животных) наличием вполне определенной структуры. Взаимоотношения людей в коллективе не хаотичны, не беспорядочны, но подчинены некоторой им всем понятной схеме, правилам. Коллектив, называемый этносом, имеет свою организацию, закладываемую с момента зарождения этноса под влиянием пассионариев, устанавливающих правила поведения, вводящих табу, объекты или субъекты для поклонения. Организация этноса - как правило, не государство, но выполняет подчас сходные с ним функции; она определяет нравственные и моральные нормы и тем самым поведение члена этноса в той или иной обстановке.

Мы построим в гл. 4 математическую модель этноса как совокупность указанных выше семи подсистем, отношения между которыми описываются дифференциальными уравнениями.

Этнические отношения не являются единственными отношениями между членами этноса. Прогрессирующие социальные отношения размывают этническую организацию, делая людей цивилизованными, то есть похожими друг на друга, независимо от первоначальной этнической принадлежности. Социальные процессы отличаются от этнических, и это проявляется в схеме структуры социосферы, аналогичной схеме этносферы:

3.6.Этногенез

Этногенез начинается с пассионарного толчка и характеризуется:

1. появлением пассионариев в значимых количествах в ареале толчка (но не за его пределами);
2. сменой стереотипа поведения в ареале толчка (зарождение нового этноса);
3. территориальным расширением этноса (ведение войн и т.д.);
4. демографическим взрывом в ареале толчка;
5. жесткой регламентацией поведения членов новорожденного этноса, контролем брачных отношений, установлением охранительных мер по отношению к кормящему ландшафту;
6. повышением активности во всех сферах жизнедеятельности (политической, военной, административной, культурной, религиозной);
7. ростом числа субэтносов (казаки, староверы и пр.), внутриэтническим делением стереотипа поведения, усложнением этнической системы;
8. синхронным поведением этносов-ровесников, родившихся в зоне толчка (Россия и Турция!).

Этногенез характеризуется пассионарным напряжением, определяемым следующим образом

Кривая пассионарного напряжения имеет вид (Гумилёв, [Гу2, Гу4])

Длительность жизни этнической системы 1200 - 1500 лет.

Этногенез имеет последовательные фазы: подъем, акматическая (перегрев), надлом, инерционная, обскурации, регенерации.

Характеристика фаз этногенеза

Фазы этногенеза:

1. Подъем - рост числа пассионариев и пассионарного напряжения, поддержка их гармоничными людьми (через интуицию). Экспансия этноса. Формирование социальных институтов. Введение новой морали, жесткая регламентация поведения членов этноса, введение ограничений в общественной жизни. Длительность фазы - 200 лет.

2. Акматическая фаза (перегрев) - избыток пассионарности в этносе, господство пассионариев жертвенного типа. Снижается сопротивляемость этнической системы. Растет число борющихся друг с другом группировок, вражда между ними не затихает даже при внешней опасности (в случае России - XVII век). Большое число пассионариев-честолюбцев, преследующих личный успех ценой интересов этноса. Трудности с созданием центрального руководства. Борьба в идеологической и религиозной сферах. Влияние субпассионариев незначительно. Наибольшее число субэтносов. Насыщенность истории событиями. Длительность 200-300 лет.

3. Надлом - резкое снижение пассионарного напряжения. Резкий рост субпассионариев за счет гармоничных людей. Острые конфликты внутри этнической системы. Резкое падение сопротивляемости этноса. Распространение антисистем. (Россия, XX век, гражданская война (армия из субпассионариев), Тридцатилетняя война в Германии, (3/4 населения погибло)). Длительность - 200 лет.

4. Инерционная фаза - "золотая осень" цивилизации, плавное снижение пассионарного напряжения. Укрепление государства и социальных институтов. Рост культуры и науки. Активное преобразование ландшафта (часто губительное). Доминирование гармоничных людей и людей с низкой пассионарностью. Длительность - 200 лет.

5. Фаза обскурации - низкая пассионарная напряженность, большое число субпассионариев. Долг, трудолюбие, совесть не в почете. Преступность, коррупция. Армия теряет боеспособность. Авантюристы во главе государства. Сокращение численности этноса (хотя процесс этот тормозится притоком из окраинного или чужого этноса, или эмигрантов, доминирующих в общественной жизни). Длительность - 200 лет.

6. Фаза регенерации - возможное восстановление этнической системы за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. Длительность - 200 лет.

7. Мемориальная фаза - состояние, близкое к этническому гомеостазу. Отсутствие пассионарности, сохранение культурных традиций прошлого. Жизнь памятью о былой славе этноса.
В качестве примера рассмотрим как Л.Н.Гумилёв представляет развитие во времени этногенезов Западно-Европейского суперэтноса и России.

Таким образом, впереди Россию ожидает "золотая осень" цивилизации.

3.7. "Экспериментальные кривые" этногенеза

Этногенез описывается следующими "экспериментальными кривыми" количества пассионариев, гармоничных людей и субпассионариев. Они получены на основе соответствующих высказываний Л.Н.Гумилёва [Гу2,c.415] и [Гу4,c.304].

Падение числа пассионариев со временем отвечает закону Н.И.Вавилова об вытеснении рецессивного признака [Гумилёв, Гу4].

Полезно найти также "экспериментальные" кривые для ландшафта, культуры и техники. Для этого используем высказывания Л.Н.Гумилева [Гу2, Гу4]:

Пунктирная кривая появилась здесь благодаря следующей фразе Л.Н.Гумилева: "Техника и искусство - индикаторы этнических процессов, своего рода кристаллизация пассионарности минувших поколений" [Гу4,c.424]. Нижеприведенная кривая (рис.3.7) отражает следующие состояния ландшафта - по мере развития этногенеза в той или иной фазе:

1. фаза подъема - "новорожденный этнос изменяет ландшафт применительно к своим требованиям". Это усиление воздействия на ландшафт; корреляция с созданием организации;
2. фаза перегрева - давление на ландшафт снижается;
3. фаза надлома - максимальное деструктивное воздействие на ландшафт;
4. инерционная фаза - ландшафт поддерживается в том состоянии, что унаследован;
5. фаза обскурации - ландшафт предоставлен сам себе.

Приведенные кривые , так же, как кривая пассионарного напряжения, полезны как образцы поведения "реальных" этносов для подгонки численных параметров математической модели этнической системы под "реальную ситуацию".

3.8. Пассионарные толчки

Какова природа пассионарных толчков? Л.Н.Гумилев полагает, что они имеют космическое, внеземное происхождение [Гу4,c.311-313], причем:

1. их длительность - 1-5 лет, но не меньше года;

2. они проявляются в виде узкой полосы шириной в 200-300 км и длиной до 20000 км на поверхности Земле.
Л.Н.Гумилев составил карту девяти пассионарных толчков, имевших места в прошлом земной цивилизации (см.[Гу2, Гу4]) и проанализировал ее с точки зрения наложения фаз этногенеза на истории конкретных этносов на основе традиционной хронологии. Толчки разбросаны на интервале от XVIII в. до н.э. до XIII в.н.э. В свете новой глобальной хронологии А.Т.Фоменко они происходили на более коротком отрезке времени: от IX в.н.э. до XIII в.н.э. [Фо2], и шли в иной очередности и на отличных от указанных Л.Н.Гумилевым территориях.

Идея космического происхождения пассионарных толчков, которую выдвинул Л.Н.Гумилев, сразу вооружила противников его теории этногенеза. Они стали критиковать ее, во-первых, как сугубо географо-биологическую, а, во-вторых, как содержащую "фантастические предпосылки". В сознании исследователей безотказно срабатывал принцип лезвия Оккама: "... что может быть объяснено из различий материи по ряду оснований, - это же может быть объяснено одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания" [Окк,с.19]. Поэтому в истории науки всегда страдали теории, пытавшиеся связывать земные и космические явления. Такая участь постигла астрологию, учение Месмера об особом флюиде, названным им "силой всеобщего тяготения" [Гри, с.284] и многие другие. Скептически воспринимаются "прокосмические" теории Э.К.Циолковского, А.Л.Чижевского и С.Н.Лазарева [Лаз].

Л.Н.Гумилев пытался объяснить пассионарные толчки вспышками солнечной активности, но ему не удалось найти убедительных подтверждений своей догадки. По существу, природа толчков осталось "темным" местом в теории Л.Н.Гумилева, но это не предлог для того, чтобы ее отвергнуть. Эта теория очень удачно может быть формализована, и это делается в следующей главе.

Взгляд на происхождение пассионарных толчков меняется, если предположить, что действует закон сохранения пассионарной энергии где \pi_i(t) - пассионарная энергия i-го этноса в момент времени t; m(t) - меняющееся во времени число этносов. Следуя идеям [Кра1,c.30], примем, что v(t)\Delta t - вероятность образования нового (m+1) этноса на интервале [t, t+ \Delta t]. Величину v(t) назовем скоростью эволюции. Тогда откуда Из этого выражения для скорости эволюции v(t) видно, что для эволюции в сторону увеличения числа этносов изменение пассионарностей отдельных существующих этносов должно быть резко несимметрично, то есть скорость падения пассионарного напряжения гибнущих этносов должна быть больше, чем скорость роста пассионарного напряжения развивающихся этносов.

Это означает, что новый этнос черпает энергию для развития из гибнущих этносов, а не со стороны, например, из космоса. Видимо, совокупность всех этносов на Земле представляет собой сложную самоорганизующуюся систему.

Если считать, что вся система этносов квазистационарна, то есть скорости изменения пассионарной энергии этносов малы, d\pi_i/dt\sim \epsilon, (i=1,...,m(t)), то, как следует из (3.1), эволюция становится заметной только тогда, когда пассионарность возникающего этноса \pi_{m+1} достаточно мала. Другими словами, если этносы, окружающие возникающий этнос, застыли на одном уровне этнического развития, для рождения нового не нужна большая энергия (из космоса, как это мыслил Гумилев). Впрочем, Л.Н.Гумилёв подчеркивал, что число первых пассионариев крайне мало. Не так их много и в дальнейшей истории этноса. Данный вывод о малости исходной пассионарной энергии подтверждался и в ходе компьютерных экспериментов с математической моделью этноса (см.гл. 4). В этом смысле удачен термин "толчок": малый толчок способен гору разрушить.

Таким образом, гипотеза Л.Н.Гумилева о пассионарных толчках, являющихся причиной зарождения новых этносов, вполне согласуется с условием малости величины требуемой для этого биохимической (пассионарной) энергии. Последнее означает наличие естественного препятствия на пути установления "точки отсчета" для этногенеза. Поэтому специалисты-этнологи и делают заявления, что "... стремление найти "точку отсчета" остается непреодоленным и до нее накопление отдельных этнических признаков оценивается в рамках становления отдельного народа, а после нее - как развитие уже сложившегося народа. Между тем очевидно, что становление народа, само по себе представляет сложный исторический процесс, и поэтому говорить о "точке отсчета" в достаточной мере бесперспективно - ее нет и она лишь искусственно вводится нами в материал" (Алексеев, [Алекс,с.134-135]).

Источник: