Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской автономной области. «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» 1990 г.

Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской АО, несмотря на ее многонациональный состав, отличается значительно большей стабильностью, чем в некоторых других районах Кавказа, например Северо-Осетинской АССР и Чечено-Ингушской АССР, не говоря уже об Абхазии и НКАО.

В то же время в регионе можно отметить моменты, свидетельствующие о существенной культурной неудовлетворенности местных народов, о напряженности в национальной сфере при решении кадровых вопросов.

Несмотря на то что в КЧАО за годы Советской власти сформировались высококвалифицированные кадры национальной интеллигенции, все еще наблюдается значительная диспропорция между специалистами с высшим и средним специальным образованием у разных народов области. Причины - прежде временный отказ от выделяемых правительством РСФСР внеконкурсных мест, за исключением медицинских н некоторых технических институтов. Такая диспропорция у карачаевцев и черкесов не очень высокая, а у ногайцев она очень заметна.

Нередко высказывается недовольство кадровой политикой, проводимой в области. Так, существует протекционизм, когда на те или иные должности назначаются люди не по их деловым качествам, а по родственным связям, национальной принадлежности и (в этом местная специфика) по дореволюционной сословной принадлежности 1. Не может не вызывать постоянного не довольства систематическое назначение, особенно на самые ответственные посты, людей извне, ранее не работавших и не живших в области, не знающих ее нужд, специфики, этнических особенностей. Например, первые секретари обкома КПСС в течение 30 лет были исключительно русские, назначенные сверху, которые работали за пределами области. То же можно сказать и о первых секретарях некоторых райкомов и горкомов.

Требует более глубокой и конкретной реализации школьная реформа. В автономной области 175 дошкольных учреждений, 179 общеобразовательных школ, 9 профтехучилищ, 6 средних специальных и 2 высших учебных заведения (в них более 100 тыс. учащихся). С 1988 г. в них несколько активизировалась работа по дальнейшему развитию национально-русского двуязычия, совершенствованию преподавания русского и родных языков. В 1988-1989 гг. учебном году в дополнение к существующей сети национальных школ с преподаванием родных языков (их около 90.- Авторы) открыты 53 класса с изучением родных языков в 27 школах, занимающихся по учебному плану для русских школ. В наступающем учебном году их будет уже 84 в 44 школах. Таким образом, во вновь открываемых классах в этом году будут изучать карачаевский язык 817 учащихся, черкесский - 91, абазинский - 1 15, ногайский - 39, греческий - 36» 3. Эти цифры можно приветствовать, но все же этого недостаточно.

«Планируется также перевод 5 сельских школ, работающих по программе русских школ, на учебный план для национальных школ. В 42 национальных детских садах введено обучение русскому языку» 4.

Несмотря на определенные сдвиги в реализации школьной реформы, достаточно острым остается вопрос о языке преподавания основных предметов, об изучении родных языков народов, населяющих автономную область. Проводимая политика организации национальных классов, изучения в национальных школах (их в области на январь 1989 г. было 90) родного языка и литературы) качестве отдельных предметов представляется нам хотя и положительной, но недостаточной мерой для глубокого усвоения родного языка и родной литературы. Точные науки (арифметику, естествознание) можно преподавать на русском языке, гуманитарные же науки (историю, обществоведение) в национальных и школах желательно вести на родном языке.

Необходимо отметить следующее: с одной стороны, в ряде школ сельской лестности у карачаевцев, черкесов) с преимущественно однонациональным составом преподавание русского языка поставлено неудовлетворительно (в результате выпускники владеют им плохо), с другой стороны, в некоторых сельских школах (у ногайцев, абазин) преобладает тяга к русскому языку, а так как преподавание родного языка поставлено слабо (мало и учебных классов), знание его (учитывая и широкое распространение русского языка в быту) ослабевает даже на бытовом уровне, увеличивается число людей, считающих русский родным языком. В результате, забывая родной язык, они не полностью овладевают и русским, что создает ситуацию полуязычия.

В целом в сельской местности преподавание родных языков ведется недостаточно квалифицированно, и нередко выпускники школ не имеют навыков грамотного письма и свободного чтения на родном языке.

В связи с вышеизложенным ясно, что необходимо значительно увеличить мело учебных часов по национальным языкам, улучшить качество преподавания, ибо, кроме недостаточной квалификации школьных преподавателей языков, их просто не хватает (случается, что один преподаватель ведет несколько предметов ) .

Повышение качества преподавания в школе непосредственно связано с улучшением качества подготовки преподавателей родных языков. В настоящее время выпускники Карачаево-Черкесского педагогического института не всегда обладают необходимым объемом знаний к навыками преподавания.

Следует отметить, что в ряде случаев потеря престижности родного языка приводит к тому, что вуз лишен возможности готовить специалистов по языкам, [60 не находится достаточного числа хорошо подготовленных абитуриентов для поступления на национальное отделение. Так обстоит дело, например, на ногайском и абазинском отделениях языка и литературы в Карачаево-Черкесском педагогическом институте.

Вообще положение с преподаванием ногайского языка и формированием кадров в области и за ее пределами явно неудовлетворительно (подробнее об этом см. в статье К.П.Калиновской и Г.Е.Маркова в этом номере журнала).

Это объясняется еще и тем, что среди населения существует мнение о неперспективности изучения своего родного национального языка, о невозможности его применения за пределами области или даже родного аула.

Важным условием для улучшения качества преподавания языков является создание новых программ, методических пособий и разработок, учебников и т. д. До сих пор этим занимался областной Институт усовершенствования учителей, в настоящее время их подготовка поручена коллективу Карачаево-Черкесского педагогического института.

Одновременно требует усовершенствования и методика преподавания русского языка, недостаточное знание которого, особенно в сельской местности, часто является препятствием для поступления в вузы осложняет языковое общение с другими народами, знакомство с их традициями и культурой.

В последние два года в области идут дискуссии, организуются «круглые столы» в областной газете «Ленинское знамя», проводятся встречи членов бюро обкома КПСС с представителями творческой интеллигенции, на которых обсуждаются перспективы развития национальных языков, национально-русского двуязычия, межнациональных отношений, развития национальных культур.

При Карачаево-Черкесском облсовпрофе работает комиссия по интернациональному воспитанию трудящихся, которая была создана в соответствии с постановлением бюро обкома КПСС и президиума крайсовпрофа, на основе постановления ЦК КПСС о подготовке к Пленуму ЦК КПСС «О совершенствовании межнациональных отношений в СССР».

При обсуждении языковых проблем высказываются различные мне Главные из них следующие.

1. Необходимо ввести в национальных школах обучение по всем предметам до пятого класса на родных языках (с последующим переходом на предмет изучение родного языка и литературы).

2. Оставить в принципе сложившуюся систему национальных школ с изучением родного языка и литературы с первого по одиннадцатый класс; предусмотреть увеличение в них числа учебных часов, расширение программы (при условии улучшения преподавания и учебно-методической базы). В смешанных по национальному составу школах, особенно в городах, создавать национальные классы для изучения родных языков.

Пока преобладает второе направление. Окончательные выводы, очевидно могут быть сделаны после тщательного изучения и анализа общественного мнения, проводимого этнографами, социологами (Лаборатория социологических исследований при Ставропольском крайкоме КПСС), журналистами, комиссией по интернациональному воспитанию трудящихся.

При разработке планов обучения родному языку в школе на 1988/89 учебный год учитывалось мнение родителей и самих учащихся (проводился опрос), что и привело к созданию национальных классов в русскоязычных школах и экспериментальной национальной начальной школы (с преподаванием пятого класса на родном языке) в ауле Алибердуковском (черкесы). Число таких школ необходимо увеличить как у черкесов, так и у карачаевцев, и ногайцев.

В процессе обсуждения проблемы межнациональных отношений и развития национальных культур утверждается мнение, что в многонациональной изучение истории народов края, их культуры (обычаев, традиций, духа; культуры), ознакомление всего населения с этнической спецификой каждого этноса являются непременным условием межнационального общения, формирования здорового национального самосознания, совершенствования нравственных качеств.

Предусматривается введение в школах преподавания истории народов, краеведения. Квалифицированно приступить к этому будет возможно не ранее середины 1990-х годов, так как только в 1989 г. в местном педагогическом институте введены специальные курсы истории народов области и краеведения.

К сожалению, курс краеведения введен лишь на историческом факультете, тогда как оба эти предмета (история народов и краеведение) должны читаться не только на всех факультетах педагогического института, но н в техникумах, и в училищах. Разработка обоих курсов не представляет трудностей, так как накоплен значительный научный материал, который может и должен быть использован. Чтение курса истории народов КЧАО тем более необходимо, до сих пор нет соответствующих требованиям времени книг по истории КарачаевоЧеркесии. Опубликованные в 1967 г. «Очерки истории Карачаево-Черкесии давно устарели.

Коллективы историков, археологов, этнографов и фольклористов Карачаево-Черкесского НИИ выпускают сборники, освещающие различные аспекты истории и культуры народов. Учеными области изданы книги: «Черкесы” (И. X. Калмыков, «Карачаевцы и балкарцы. Традиционная культура жизнеобеспечения» (К.М.Текеев), «Хумаринское городище» (Х.X.Биджиев), а также коллективные монографии: «Карачаевцы», «Ногайцы», «Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии” и ряд других. Вышла в свет монография “Абазины”. К сожалению, тираж выпущенных книг крайне мал.

В научно-исследовательском институте создана и приступила к работе группа, готовящая труды по истории народов и отдельных сел области, в которых будут использованы обширные архивные материалы, до настоящего времени остававшиеся недоступными исследователям. Подготовлены к публикации двуязычные разговорники. Необходимо содействовать их скорейшему изданию.

Решение языковых вопросов (в том числе двуязычия) и вопросов национально-культурного развития, межнационального общения во многом зависит от постановки издательского дела, развития радио и телевизионной информации.

Между тем в области имеется только отделение Ставропольского краевого издательства, образованное в 1963 г., со слабой полиграфической базой, ограниченными фондами бумаги, денежных средств. Объем выпускаемой продукции имеет строгие лимитные рамки и не отвечает возросшим запросам на печатную продукцию, в частности на учебно-педагогическую литературу, пособия.

Карачаево-Черкесия - одно из немногих автономных образований, где нет своих общественно-политических и литературных журналов, журналов для молодежи и детей. Это значительно ограничивает возможности печатания произведений русскоязычных и национальных писателей, перевода последних на русский язык. Публикации же на разных языках, в том числе на русском, несомненно, способствовали бы взаимообогащению национальных культур.

Судя по мнению населения (письма в местные партийные и советские учреждения, выступления), совершенно недостаточно передач по радио на национальных языках. Время выхода в эфир очень ограничено. Объем и содержание таких программ нуждаются в корректировке. Они должны быть более разнообразны и содержательны, занимать больше времени. Своего телевизионного центра, который позволил бы широко освещать проблемы быта и культуры народов области, нет. Областную телестудию предполагается построить в 1991-1992 гг. Однако успешное завершение строительства и проектирования требует постоянного контроля местных партийных и советских организаций.

Специально для Карачаево-Черкесии Ленинградский госуниверситет начал подготовку журналистов для работы на радио и телевидении.

В области намечено создать на базе старого квартала г. Черкесска (ул. Первомайская) культурный центр, что также будет способствовать решению культурных проблем, межнациональных отношений. Ожидается создание двух театров (русского и национального) вместо существующих сейчас трех групп Областного драматического театра (русская, карачаевская и черкесская). Существенный вклад в развитие культуры области внесло бы создание государственных областных народных ансамблей песни и танца. Сейчас с успехом действует и гастролирует по области и вне ее единственный национальный ансамбль «Абазинка», созданный при Доме культуры аула Псыж. Необходимо создать государственные ансамбли всех четырех народов области (черкесов, карачаевцев, абазин и ногайцев), причем карачаевский ансамбль, как и карачаевский национальный театр, должен базироваться не в Черкесске, а в Карачаевске.

Осуществление всех этих начинаний и проектов в конечном итоге приведет к расширению каналов информации и будет способствовать обмену культурны ми ценностями всех народов Карачая и Черкесии.

Однако необходимо подчеркнуть, что область в настоящее время в экономическом отношении, в кадровой политике, в культурной жизни (лимиты на издание, фонды бумаги, отсутствие самостоятельного издательства, телестудии и т.п.) практически полностью зависит от краевых организаций. Характерна, таким образом, двойная подчиненность КЧАО - краю и центру, что в значительной мере мешает развитию народов области. Средств только областного бюджета недостаточно, чтобы претворить в жизнь намеченные экономические, языковые и культурные преобразования, дальнейшее развитие школьной сети. Необходима помощь государства, Министерства культуры РСФСР.

После опубликования проекта платформы КПСС «Национальная политика партии в современных условиях» в области среди населения дискутируется вопрос о ее дальнейшем статусе. Утверждается мнение, что непременным условием дальнейшего существования является выход из состава Ставропольского края и переход в непосредственное подчинение Российской Федерации, что представляется вполне обоснованным.

Особо следует сказать о судьбе карачаевцев, которые в годы сталинизма подверглись репрессиям, были незаконно выселены за пределы своей территории в Среднюю Азию и Казахстан и только теперь реабилитированы, хотя и были возвращены в прежние места обитания (указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 октября 1943 г. отменен только 14 ноября 1989 г.).

Отсутствие до последнего времени гласного признания невиновности карачаевцев привело к тому, что в течение последних 20 лет сохранялось недоверие к ним. В областной газете «Ленинское знамя» (1976-1982 гг.) появлялись статьи, подчеркивающие неблагонадежность народа, очерняющие его на основании отдельных отрицательных случаев (возможных среди любого народа), порочащие традиционные хозяйственные занятия и требующие отказа от них (например, скотоводство, шерстяной промысел). Несмотря на доказательные выступления в прессе очевидцев 5, долгое время в Нижней Теберде на памятнике детям, погибшим от рук гитлеровцев, сохранялась порочащая карачаевцев надпись, приписывающая им гибель детей. Памятник этот сегодня стал для карачаевцев как бы символом несправедливости и источником постоянного раздражения. Его нужно или вовсе убрать, или установить на нем недвусмысленную, отвечающую исторической правде надпись.

Эти клеветнические утверждения настраивали все остальное население области против карачаевцев. Нередко распространялись слухи, будоражащие население области, в том числе карачаевцев, например о якобы предполагаемом выступлении карачаевцев против русских, черкесов и др.

Проявлением недоверия к карачаевцам со стороны официальных лиц является и тот факт, что в течение 30 лет в Карачаевске не было ни одного секретаря горкома, ни начальника милиции, ни прокурора, ни судьи, ни даже рядового сотрудника КГБ карачаевца. Эти посты часто занимали лица, присланные из края. Между тем очевидно, что секретарем городской партийной организации должен быть человек, независимо от национальности хорошо знающий местные условия и местный быт. В г.Карачаевске в настоящее время половина секретарей первичных партийных организаций не карачаевцы, многие директора школ Карачаевска - русские. Долгие годы карачаевцам чинили препятствия при поступлении в аспирантуру, от них требовали многолетний производственный стаж, а не двухлетний, как это предусмотрено Положением о приеме в аспирантуру.

Вся эта политика проводилась не без согласия бывшего секретаря крайкома КПСС, а затем секретаря ЦК КПСС М.Суслова.

Областные партийные и хозяйственные организации недостаточно обращали внимания на восстановление прежнего архитектурнокультурного облика карачаевских селений, особенно Большого Карачая, варварски разрушенных после выселения народа и пришедших в упадок. Между тем эти места, расположенные с живописных ущельях, богатых нарзановыми водами, с населением, хранящим ценнейшие традиции обработки шерсти (выделка войлочных киизов, вязание), известные далеко за пределами края, могли бы стать историко-культурным и этнографическим заповедником.

Беспокоит также тенденция к сокращению шерстяного производства Карачая, в котором занята большая часть женского сельского населения. Сокращение этого производства, безусловно, приведет к проблеме трудоустройства женщин, возникновению экономических трудностей.

В настоящее время болевой точкой для карачаевцев является вопрос о будущем административно-территориальном устройстве. Для населения Карачая бесспорной является необходимость выхода из состава Ставропольского края. Дальнейшее свое существование карачаевцы мыслят в форме самостоятельной автономной республики, о чем ходатайствовала карачаевская делегация, побывавшая в ЦК КПСС в августе 1989 г.

* * *

В целом же по области в настоящее время, как и прежде, сохраняется обстановка нормальных межнациональных отношений, без острых конфликтов. Народы по отношению друг к другу лояльны и терпимы.

Однако все же отмечаются факты недовольства одного народа другим, чувство национального превосходства. Порой возникают слухи, будоражащие общественное мнение, о неблагонадежности того или иного народа или его стремлении возвыситься над другими. Нередко у представителей отдельных народов возникает чувство национальной ущемлѐнности, что связано с кадровой политикой, распределением лимитных мест в вузы, необъективным приемом экзаменов, с ограничениями в области культуры и искусства (например, в области имеются карачаевская и черкесская труппы театра, но нет ногайской и абазинской).

Это недовольство зачастую рождается не по объективным причинам, а из-за недостаточной информированности. Хотя есть и действительные факты разного рода нарушений.

Следует отметить возросшее за последнее время чувство национального самосознания, стремление к сохранению однородности этноса. Так, например, если еще совсем недавно к межнациональным бракам было весьма лояльное отношение (особенно к абазиночеркесским, черкеса (абазиноногайским), то в дан-ное время оно стало резко отрицательным. Браки стремятся заключать только с представителями своей национальности (те же черкесы, абазины, карачаевцы).

Представляется все более очевидным, что решение наболевших вопросов невозможно при сохранении нынешней административной структуры. Более всего им мешает краевое подчинение и областной статус КЧАО. Но уже не соответствует требованиям времени и объединение в общих рамках карачаевцев (более 150 тыс.), с одной стороны, и черкесов, абазин, ногайцев (соответственно около 50, 30, 20 тыс.) - с другой, с общим центром в Черкесске. Все более насущным становится их разделение, восстановление ранее существовавшей отдельной автономии карачаевцев с центром в г.Карачаевске. Эта идея все более полно овладевает общественным сознанием карачаевцев.

Представляются насущно необходимыми и неотложными следующие мероприятия.

1. Восстановление собственно карачаевской автономии, существовавшей с 1926 по 1943 г. и незаконно упраздненной. Учитывая возросшую численность карачаевского этноса, его экономические и социальные достижения за 30 лет после возвращения на родную территорию, равно как и необходимость создания оптимальных условии для преодоления все еще ощущающихся социальнопсихологических отголосков депортации, необходимо одновременное повышение уровня автономии до ранга АССР с переходом из краевого подчинения в подчинение непосредственно правительству АССР с переходом из краевого подчинения в подчинение непосредственно правительству РСФСР. Что же касается статуса остальных районов с черкесским, ногайским и абазинским населением, то вопрос о преобразовании их в Черкесскую АССР должен быть изучен с возможным переименованием в ЧеркесоАбазинскую или Черкесо-Абазино-Ногайскую.

2. Оформление абазинских и ногайских национальных сельсоветов и, возможно, районов. Правомерным, например, представляется вернуть статус района территории наиболее компактного проживания ногайцев с центром в с.Икон-Халк (существовал в 1930-1940-е годы). Создание такого национального района, несомненно, будет способствовать развитию национальной культуры, в частности ногайского языка, и явится шагом навстречу пожеланиям народа.

3. Проведение ряда мер по повышению уровня образования и развития национальной культуры, в частности образование государственного карачаевского ансамбля песни и танца и карачаевского театра с базированием в Карачаевске, черкесского и ногайского ансамблей, абазинской и ногайской театральных групп с базированием в Черкесске; расширение сети экспериментальных начальных школ с преподаванием предметов на родном языке.

Институт этнографии и ранее выступал с прогнозированием и проектами мероприятий по народам Кавказа, в частности по НКАО. Если бы эти рекомендации принимались во внимание своевременно, а не после того, как грянет гром, многих издержек можно было бы избежать. В относительно благополучной КЧАО в ближайшее время грозы, по-видимому, не ожидается же некоторые тучи начинают сгущаться. Поэтому рекомендуемые мероприятия желательно провести сейчас, пока эти тучи еще не начали превращаться в грозовые.

Примечания

1 См. «Ленинское знамя». Черкесск, 1988. 11 окт. № 193.
2 Навстречу новому учебному году. Материал в помощь докладчикам областного, районных и городских комитетов КПСС для выступления в единый политдень 17 августа 1989 года. (Карачаево-Черкесский областной комитет КПСС). Черкесск. 1989. С. 8.
3 Там же. С. 13.
4 Там же.
5 см. «Соц. индустрия». 1989. 13 июля, и др.

Сноски

1 Сложилась порочная традиция, по которой высокие должности занимают в основном потомки бывших крепостных крестьян (кулов), а потомки лично свободных фамилий (узденей) от этих должностей оттираются.

Источник: 

http://www.iea.ras.ru/ Сайт Института этнологии и антропологии РАН