Рекомендации круглого стола "Поиск путей совершенствования толерантной деятельности СМИ" (программа Правительства Москвы, проект Института этнологии и антропологии РАН)

28 декабря 2005 г. в стенах Института этнологии и антропологии РАН состоялась встреча за круглым столом на тему "Поиск путей совершенствования толерантной деятельности СМИ". В "круглом столе" приняли участие ведущие специалисты в области гармонизации межэтнических отношений.

Одним из результатов встречи за круглым столом стали практические Рекомендации, направленные на реализацию комплекса мер по совершенствованию толерантной деятельности СМИ.

«Формирование гражданской солидарности, воспитания культуры мира и утверждение межнационального согласия в СМИ» от 29.12.05 по программе «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия»

  1. Усилить участие СМИ в обсуждении важных законов и законопроектов, призванных укреплять правовую основу деятельности государственных структур, неправительственных организаций и гражданских объединений по пропаганде и внедрению принципов межэтнической толерантности, доверительности, по установлению в стране атмосферы общегражданской солидарности. Особое внимание обратить на широкое обсуждение и реализацию Концепции Государственной национальной политики.
  2. Переквалифицировать праздник 12 июня «День России» в неделю «Солидарности народов России». Проводить общенародный праздник во всех субъектах Российской Федерации в течение 3-ей недели июня.
  3. Принять в качестве отдельной для СМИ особую программу «Охрана культурного наследия народов России». В связи с этим прекратить оплевывание прошлой истории страны и ее народов.
  4. Шире разъяснить, что пропаганда культурного многообразия подразумевает создание условий, стимулирование и оказание всяческой поддержки не только сохранению самобытности народов и культурных различий, но их развитие в связи с глобальными процессами модернизации.
  5. На каналах Российского телевидения освещать не только юбилеи известных телеведущих и популярных юмористов и сатириков, но и юбилеи классиков отечественной художественной культуры.
  6. Институтам РАН, совместно с факультетом культуры МГУ, творческими союзами и руководством СМИ создать спонтанные и спорадически действующие курсы повышения квалификации журналистов и сотрудников МВД для систематического изучения отечественного и зарубежного опыта, формирования и функционирования солидарности на основе обычного, гражданского и международного права.
  7. Обеспечить полную прозрачность деятельности органов законодательной и исполнительной власти, помещая соответствующую информацию на специальных сайтах в сети Интернет.
  8. Шире пропагандировать успехи демографического поведения, государственную поддержку молодым семьям, создавая при этом культ семьи и семейной жизни, от которых в немалой степени зависит стабильность, порядок и авторитет страны.
  9. Особого внимания в работе СМИ заслуживает освещение и расширение позитивного материала о состоянии, уроках, проблемах и перспективах трудовой иммиграции в Россию. Необходимо создание или участие в создании школы по культуртрегерскому разъяснению и характеристике различных групп иммигрантов. С этой целью редакциям СМИ необходимо чаще предоставлять страницы и эфир для участия политиков, экспертов и самих гастарбайтеров в обсуждении проблем трудовой миграции с целью ускорения разработки «Концепции государственной миграционной политики». Провести Парламентские слушания и серию «круглых столов» по проблемам гастарбайтерства с участием самих гастарбайтеров и расширить доступ аналитиков и экспертов в СМИ для участия в обсуждении позитивных и негативных сторон трудовой иммиграции, а также того, какие категории мигрантов, из каких стран-доноров требуют специальных мер по регулированию миграционных процессов.
  10. Вместе с учеными и политиками СМИ должны принять участие в разработке основ для принятия политических решений в связи с необходимостью регулирования потоков трудовой иммиграции. С этой целью нужны адекватные ответы на вопросы о том, представляет ли сокращение численности населения угрозу безопасности России и необходимо ли создание благоприятных условий для позитивной динамики численности населения: соответствует ли количественный и качественный состав населения в субъектах Российской Федерации, а также комплитный или дисперсный характер его расселения потребностям социально- экономического, этнокультурного развития и соответственно установления атмосферы доверительности и солидарности в межэтнических, социальных и межконфессиональных взаимоотношениях; соответствует ли характер размещения трудоспособной части населения географическому распределению природных ресурсов.
  11. Оптимизация содержания, масштабов, тенденций и направлений трудовой миграции с целью солидаризации ее участников с российским социумом предполагает решения ряда комплексных задач, в том числе: по созданию специальных служб и обеспечению технологий по оказанию целенаправленного влияния на ход и направления иммиграционных процессов, в том числе за счет сокращения нелегального гастарбайтерства; оказание правовой и организационной поддержки тем категориям гастарбайтеров, особенно вынужденным мигрантам и соотечественникам, которые наиболее нужны российской экономике и которые в перспективе могут успешно адаптироваться и принимать участие в создании интегрированного, солидаризированного российского общества; установление дипломатических и деловых контактов с государственными структурами зарубежных стран и, прежде всего, со странами СНГ – созданными для оказания помощи и контроля за потоками трудовой иммиграции, так и эмиграции; оказание особого содействия тем участникам трудовой иммиграции, которые могут участвовать в освоении северных, восточных и приграничных регионов России.
  12. В связи с политико-правовыми и социально-экономическими ожиданиями гастарбайтеров и мигрантов долговременного пребывания в России, в том числе ориентированных на глубокую адаптацию в российский социум, перед СМИ возникают актуальные задачи по освещению стратегий и технологий по реализации Концепции миграционной политики России. Для реализации их ожиданий требуется система правовых, информационных, организационных и дипломатических мер, в том числе серии межгосударственных договоров и соглашений. Для учета, анализа и принятия адекватных решений по регулированию трудовой миграции и перемещения тех или иных контингентов населения требуется обширная информационная система, содержащая объективные сведения о факторах выталкивания и притяжения, согласованная с органами государственной власти и неправительственными объединениями. В свою очередь создание подобной системы предполагает наличие или предварительную подготовку специалистов научного обеспечения и кадров по вопросам рынка труда, трудовой занятости и миграции населения.
  13. Оптимизация миграционных потоков и жизнеустройства гастарбайтеров требует, во-первых, создания надежной правовой основы на федеральном уровне и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, во-вторых, четкого и недвусмысленного разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области оптимизации потоков трудовой миграции с обязательным наделением контрольных функций за специализированным ведомством федерального уровня.

    Особого внимания и особых усилий требует система организационных мер, начиная от совершенствования системы органов регистрации и управления миграционными потоками вплоть до разработки и реализации конкретных программ и мероприятий по обустройству гастарбайтеров и мигрантов в местах их прибытия; от разработки социально-экономических мер по регулированию миграционных процессов с учетом демографических, этнических, конфессиональных и социокультурных параметров до учета состояния в регионах реципиентах, от расчета баланса трудовых ресурсов до расчета инвестиционных вложений в экономику или в социокультурную инфраструктуру соответствующих регионов. Наконец, система дипломатических мер предполагает, во-первых, заключение межведомственных и международных договоров и соглашений по вопросам переселения из стран-доноров в принимающую страну, их обустройства, защиты прав и свобод мигрантов и предоставления соответствующих социальных гарантий; во-вторых, объединение усилий компетентных государственных органов стран-доноров и стран-реципиентов с международными организациями по вопросам регулирования перемещения трудовой миграции из одних стран в другие.

  14. Расширяя сотрудничество с духовенством в деле пропаганды идей, принципов толерантности и доверительности среди верующего населения, вместе с тем СМИ обязаны разоблачать религиозный экстремизм и стремление части духовенства во власть для отстаивания своих корыстных интересов.
  15. Учитывая выдающуюся консолидирующую роль русского языка в установлении атмосферы доверительности и солидарности в межэтнических отношениях, шире привлекать СМИ для освещения состояния преподавания, изучения и обучения русскому языку в республиках Российской Федерации. Критически освещать деятельность администраций тех республик, которые самоотстранились от создания правовых, организационных, политических и идеологических условий по успешному распространению русского языка среди молодых поколений нерусских народов России.

    Вместе с органами Министерства народного образования СМИ должны принимать участие в инспектировании преподавания русского языка в горных районах Северо-Кавказских республик и в сельской местности некоторых республик Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, а также оказывать поддержку странам СНГ в сохранении престижа и востребованности русского языка.

Источник: