Женщины в республиках Северного Кавказа

Ключевые слова: 

Традиционно принято изучать оплачиваемый труд в сфере общественного хозяйства изолированно от неоплачиваемой работы женщин в домашнем хозяйстве. Анализ взаимозависимости рыночной и домашней сфер деятельности позволяет раскрыть механизм «порочного круга», воспроизводящий гендерное неравенство в обществе. Его суть в следующем: домашние обязанности женщины ограничивают ее возможности на рынке труда и обуславливают более низкую заработную плату, это заставляет женщину быть зависимой от зарплаты мужа, и закрепляет сложившееся разделение труда внутри семьи. Так как лучше оплачиваемые рабочие места достаются мужчинам, то, даже работая, женщины остаются материально зависимыми от мужей [17, с.15].

Вопрос о правах северокавказской женщины представляет собой большую сложность для объективного рассмотрения, что обусловлено, прежде всего, исторически сложившимся положением женщины в северокавказском обществе; различным положением женщин в национальных республиках.

Вопросы семьи и положения кавказской женщины в семье и обществе -это комплекс проблем, каждая из которых представляет сложное переплетение самых различных вопросов, таких, как социально-экономическое равноправие в традиционном обществе, ранние браки, брачный дар и многое другое.

Современная наука глубоко и всесторонне изучает проблемы брака и семьи. Семья, ее роль в жизни отдельного человека, общества в целом, в наше время находится в центре внимания государственной политики. Она рассматривается как основная ячейка, в которой формируются, реализуются репродуктивные установки граждан. Семья -необходимый элемент развития общества, обеспечивающий прирост населения, физическое и духовное воспитание молодого поколения, удовлетворения естественных потребностей человека в любви и общении. Замечено, что психофизическое состояние членов общества зависит главным образом от семьи. Семья большое благо и радость для человека. Образ жизни семьи в известной степени предопределяет семейный образ жизни ребенка в будущем.

Образ жизни сельского населения Республик Северного Кавказа существенно не менялся даже во времена СССР. Естественно отношение к женщине, устанавливавшееся традициями в продолжение такого длительного срока, не может измениться с принятием каких-либо правовых актов. К тому же, учитывая сравнительно недавнее появление законодательных актов в области семейного права (если сопоставить его по времени с возникновением обычаев в области семейных отношений, а также с принятием мусульманской веры), можно небезосновательно предположить, что такие акты не то что не могли быть усвоенными сознанием северокавказца-мусульманина, но он мог просто о них не слышать, а следовательно, не исполнять их, тем более, что система надзора за исполнением нормативных актов недостаточно развита. С 90-х годов прошлого века исламизация общественной жизни переживает своеобразный ренессанс в некоторых республиках Северного Кавказа, которая не могла не сказаться на восприятии роли женщины в семье.

Господствующий в экономике принцип приоритетности одних видов деятельности по сравнению с другими, сказавшийся, в частности, на крайне низком уровне развития отраслей, призванных удовлетворять повседневные потребности человека, не привел к созданию такой системы социально-бытовых услуг, которая могла бы взять на себя наиболее трудоемкую работу по обслуживанию семьи, равно как и обеспечить достойные человека условия труда в домашнем хозяйстве [11, с.41]. При этом, освоению женщиной новой роли труженицы ни в коей мере не сопутствовала широкая разъяснительная работа, направленная на необходимость изменения ролей работающих мужчин и женщин в семейном и трудовом коллективе. Ничто не противостояло укоренившемуся в общественном мнении представлению о традиционном разделении обязанностей по хозяйству, где мужчина обеспечивает семью средствами для жизни, а женщина занята домашней работой, детьми. Подобное отношение к ролевому поведению мужчин и женщин в семье, передаваясь из поколения в поколение, образовало устойчивый стереотип, благодаря которому основная, если не вся, работа по обслуживанию семьи все еще лежит на плечах женщин. Таким образом, на уровне трудового коллектива приоритетными выступают требования к женщине как к работнику. В семье же иерархия ценностей переносится на такие роли женщины, как мать и хозяйка дома. Из этого следует, что и трудовой коллектив, и семья требуют от женщины полной отдачи. При этом, первому необходимы постоянное присутствие работника на рабочем месте, его компетентность и высокая работоспособность, а второму - внимательная жена, рачительная хозяйка дома, любящая мать, что тоже, как известно, связано с расходом значительных физических и душевных сил [55, с.25].

Регламент рабочего времени, установленный законодательством, не разделяется по признаку пола, и его величина у женщин и мужчин практически одинакова. Время, связанное с дорогой к месту работы, возвращением домой, подготовкой к работе, обеденным перерывом, составляет несколько меньший показатель у женщин. В итоге продолжительность профессиональной деятельности женщин и мужчин мало различается (разница не превышает 1-2 часов).

Существенно отличаются показатели времени по ведению домашнего хозяйства. Женщины тратят на работу дома в 2 раза больше времени, чем мужчины. В таких условиях общая трудовая нагрузка на женщину, включающая профессиональную и семейно-бытовую сферы, сохраняется на протяжении длительного времени высокой, и достигает 70-80 часов в неделю, что поглощает три четверти (77%) недельного бюджета времени за вычетом затрат на удовлетворение физиологических потребностей. Подобный объем труда существенно осложняет возможность элементарного восстановления работоспособности женщин, развития их личности, общения с детьми. Для сравнения у мужчин соответствующие показатели составляют 62-63 часа (63%) [55,с.27].

Труд по обслуживанию семьи в целом можно отнести к преимущественно ручному, малопроизводительному, по большей части физически тяжелому, нередко однообразному и утомительному. Не случайно энергетические затраты домашней хозяйки и рабочего, занятого тяжелым физическим трудом, приблизительно равны. Домашнее хозяйство входит в сферу быта и составляет на современном этапе существования нашего общества его важную часть. Оно является сферой человеческой деятельности, в которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени организуется вся система производства и потребления. За счет него осуществляется питание, стирка, уход за одеждой, помещением, уход за детьми и др.

Домашний труд необходим для удовлетворения материально- бытовых нужд индивида, семьи, а подсобное хозяйство как разновидность домашнего труда представляет важный источник жизненных средств крестьян и значительной части семей рабочих и служащих. Домашний труд служит одной из важных сторон жизни человека и дополняет общественное производство предметов потребления и услуг, необходимых населению. В настоящее время вся тяжесть в процессе удовлетворения потребностей ложится на плечи семьи и, в первую очередь, женщины. Домашний труд обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д. Кроме того, другой частью домашнего труда является оказание услуг внутри семьи [52, с. 149].

Обособленность домашнего хозяйства, то есть существование в рамках семьи, сохраняет старые традиции, превращающие женщин в придаток домашнего очага, и всячески препятствует ее стремлению к равенству и свободе. В настоящее время все больше утверждается культ вещей, «чуда-кухни», стимулируя дух потребительства, стремясь превратить человека в обывателя, непрерывно гоняющегося за вещами, личным достатком [52, с. 149].

Несоразмерно и распределение семейных функций между мужчиной и женщиной.

Репродуктивная функция — это биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Это естественный биологический процесс продолжения жизни, в которой участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этой функции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей — каждый пятый ребенок появляется вне брака [18, с.57].

Хотя этот тезис не относится ко всем регионам Кавказа. Так, в Чечне, Ингушетии, Дагестане не зафиксирова но ни одного новорожденного вне брака. В то же время в данных республиках часты многодетные семьи.

Этот тезис не может в полной мере относится и к Кабарде, где имеется традиция перед свадьбой давать будущей невестке испытательный срок. Молодые совместно живут в течение года, ведут общее хозяйство, т.е., ведут семейный образ жизни. Если в течение года молодые решат связать свою судьбу, то устраивается свадьба, если же по каким-либо причинам не подходят друг другу, то совместный испытательный срок на этом и заканчивается. При этом, если рождается ребенок, то не считается, что родился вне брака. Ребенок остается или с отцом или с матерью по их обоюдному согласию.

Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего) при наличии неполной семьи. Воспроизводство рода не означает только выполнение функций деторождения в ее социальном содержании. Необходимо также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она имеет природно-биологическую основу. Однако нельзя исключать и социально-историческую сторону, детерминированную существующим экономически базисом, а также уровнем духовной культуры. К.Маркс писал: «Голод есть голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» [52, с. 146].

Но и здесь женщина стала проигрывать. Фактически, в условиях рыночного рынка женщина стала нести две бремени: и хранителя домашнего очага, со всеми отсюда вытекающими проблемами, и кормильца семьи, так как в нынешних экономических условиях мужчина только на свою зарплату не может прокормить семью.

В этой связи на плечи кавказской женщины легли дополнительные трудности. Традиционно основную роль в социализации и воспитании детей в кавказских семьях играла женщина. Эта роль сохранилась за ней и по сей день, несмотря на то, что она взяла на себя часть функций кормильца. Соответственно, возросла нагрузка на женщину. Ей стало не хватать времени, помимо ведения домашнего хозяйства, уборки, стирки, готовки, еще на воспитание ребенка. В результате, ребенок лишился того внимания, которым он был окружен в традиционной семье.

«Двойная занятость» оказывает сильное воздействие на продолжительность и характер свободного времени женщины. Испытывая постоянный дефицит в полноценном, разностороннем отдыхе, общении с детьми, женщины используют те немногие свободные часы, которые выкраиваются после рабочего дня и выполнения необходимых обязанностей по дому, в основном для элементарного восстановления сил и минимального удовлетворения потребностей в новой информации.

В результате на лицо грубейшее нарушение Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в 1979 году ООН, в которой говорится, что государства-участники принимают все соответствующие меры с целью:

А) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин;

Б) обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими [39, с.5].

Те семейные функции, которые создают простор для самовыражения женщины, формируют ее как личность (воспитание детей, организация свободного времени), необходимо рассматривать как деятельность, органически присущую современной семье и имеющую основания для дальнейшего развития. А те функции, которые, напротив, тормозят процесс формирования личности (обслуживание семьи), необходимо расценивать как бесперспективные.

Результаты такой трансформации семьи не заставили себя ждать. Даже в такой республике, как Дагестан, где многодетные семьи - не исключение, а правило, общий коэффициент плодовитости женщин-дагестанок в детородном возрасте снизился на четверть за последние восемь лет. Треть женщин прерывает беременность.

Такие же проблемы есть и в других республиках. Хотя, к примеру, в Чеченской Республике женская общественная организация «Синтем», при поддержке западных, в частности, французских неправительственных организаций, занимается оказанием психологической и социальной помощи беременным женщинам, женщинам-вдовам, женщинам с многодетными семьями и просто женщинам, у которых есть различные проблемы.

А проблем не мало. Так, например, в Чечне очень много ранних браков. Это 15-16 лет. Но в то же самое время очень много разводов. Конечно, на девушку влияет то, что она очень рано, неподготовленная, выходит замуж. Рождаются дети, она не может учиться. То есть, если среднее образование есть, это уже хорошо. Но когда девушке уже 22-23 года, замужем она или разведена — все равно есть потребность к учебе, есть потребность развиваться. Но в этот период времени: новые проблемы, с кем оставить детей? Нет возможности учиться, потому что на это нужны деньги, средства. И, в основном, конечно же, девушки остаются без образования.

Помимо этого, традиционная семья требует исполнения определенных условностей, которые оказываются тяжелой ношей для женщины, особенно - беременной. Женщины в основном в период беременности не может сказать в своей семье, что она себя плохо чувствует, что ей хочется полежать. О том, что у нее есть запрос на какое-то определенное питание. Не может сказать, т.к. во-первых, это культурально, в традиционном обществе это -стыдно. Как правило, женщины живут с родственниками мужа. Свекровь, свекор, может быть еще и деверь — большие семьи. И невестка в доме должна выполнять определенную работу. Это нагрузка. Помимо этого, если у женщины нет достаточно образования, она не знает, как за собой ухаживать в период перинатальный.

В традиционной семье не принято, чтобы мать могла поговорить с девочками о каких-то проблемах, интимных, женских. Это считается некрасиво, стыдно. Поэтому огромна роль образования и работы женских организаций, которые могли бы восполнить пробелы в образовании в молодых семьях.

Ситуация же, когда беременной женщине не принято жаловаться, но необходимо работать, характерна не только Чечне, но и другим национальным республикам Северного Кавказа, преимущественно в традиционно мусульманских, где традиции более устойчивы.

Но традиции не всегда бывают направлены против женщины. Некоторые традиции облегчают участь женщины, особенно одинокой или вдовы. По традициям многих кавказцев, мужчина должен всячески оберегать женщину, помогать ей. Например, если женщина выполняет тяжелую «мужскую» работу, то всякий проходящий мимо мужчина обязан предложить свои услуги. Конечно, эта традиция сохраняется только в сельских районах, да и то уже не везде, главным образом в небольших населенных пунктах.

Результаты социологических опросов в КабардиноБалкарской, Северо-Осетинской и Чеченской Республиках показало на существенное изменение роли женщин. На изменения указывали не только женщины, но и мужчины. При этом, необходимо отметить, что юноши высказывали негативное отношение к этим изменениям: «Они (женщины) должны играть свою роль. Мужчина должен добывать пищу, а женщина играет роль матери и домохозяйки». Более терпимое отношение к изменению роли женщины выражали в Северной Осетии, в основном юноши-христиане, в то время как отношение юношей-мусульман не отличалось от мнения их сверстников в других республиках.

В ходе опроса были отмечены качества северокавказских женщин, которые, по мнению респондентов, не были характерны северокавказским женщинам в прошлом: «мужловатость», вульгарность, хамство, лидерство, грубоватость, мужественность, бесстрашие, ответственность.

Вместе с тем все респонденты отмечали, что кроме ранее существовавших обязанностей хранительницы очага, воспитательницы детей, создательницы уюта, домохозяйки добавились новые обязанности, ранее абсолютно несвойственные для кавказской женщины. Среди них названы «глава семьи», «распорядитель бюджета», «телохранительница», «добытчица, «защитница», «торговка», «кормилица», «руководитель».

Хотя большинство мужчин-респондентов отмечали, что в настоящее время женщина имеет равные с мужчинами права, однако, при этом, этот процесс «феминизации» считали «деградацией», полагая, что тем самым женщина «потеряла больше, чем приобрела».

Отношение к женщине в разных регионах Северного Кавказа не однозначное. К примеру, в Чеченской Республике часто звучало, что «женщина в чеченском обществе занимает двойственное положение», в Кабардино-Балкарии же утверждалось, что к женщине «более хрупкое, трепетное отношение». Но все респонденты сходились во мнение, что главной обязанностью и достоинством женщины считается сохранение чести своей семьи.

С точки зрения респондентов-мужчин, издавна существует ошибочное мнение о том, что горцы унижают женщин. Поясняя некоторые из норм этикета, дошедшие до наших дней, они приводили исторически оправданные доводы. Так, и у ингушей, и у чеченцев, и у многих народов Дагестана женщина должна идти на полшага позади мужа, приводя такие причины: «Была необходимость, чтобы женщина в горах все время шла только сзади. Впереди ее могли ожидать опасности. И эту опасность мужчина должен был взять на себя».

Обсуждение изменения роли женщины естественно привело к оценке роли и положения мужчин. По характеристике самих мужчин в ситуации, когда роль женщин изменилась, они «чувствуют себя неуютно», «стрессы у мужчин », «иногда доводит до пьянства, алкоголизма», «где женщина начала властвовать, мужчина потерялся».

В принципе сама тема равенства полов северокавказскими мужчинами, особенно в сельской местности, вос принималась особенно остро и болезненно. Среди них было абсолютное единодушие в негативном восприятии темы равенства прав мужчин и женщин.

Результаты социологических исследований, полученные Союзом «Женщины Дона» в Чеченской Республики, типичны и для других национальных республик региона. Согласно им:

«Некоторые женщины сами делают себе же хуже, придерживаясь той идеи, что борются за свои права. На самом деле их права уже исписаны» (юноша, 22 года), «роль женщины -это роль домохозяйки» (юноша, 20 лет), «сейчас по всему миру женщины борются за свои права: выглядеть как мужчина, иметь такие же права» (юноша, 19 лет), «те примитивные идеи, которые они создают «мы боремся за свои права», на самом же деле они ущемляют свои права сами» (юноша, 22 года), «у них идея -быть похожими на западных девушек, на женщин Запада» (юноша, 21 год).

Среди участниц фокус-группы девушек тема равных прав мужчин и женщин воспринималась неоднозначно. Одни считали, что равных прав не может быть в принципе: «мужчина может себе позволить много чего, а женщина не может. Поэтому не может идти речи о равноправии во всех отношениях» (девушка, 18 лет), «мужчина чуть-чуть должен быть выше» (девушка, 19 лет).

Другие участницы мечтали о собственной самореализации и независимости: «у меня такая мечта, чтобы никогда и ни от кого не зависеть» (девушка, 18 лет), «мне кажется, что каждый человек должен себя реализовать» (девушка, 18 лет).

В словах третьих ощущалось как понимание несправедливости по отношению к женщине, так и ощущение безысходности: «когда в семье работают и мужчина и женщина, больше ответственности ложится на женщину. Она -собственность мужа, и все, что она зарабатывает, принадлежит ему» (девушка, 18 лет), «если молодая жена, девушка приходит в семью мужа и позволяет, чтобы ее оскорбляли, унижали, то так будет всегда» (девушка, 19 лет) [57, с.88].

Противники равноправия женщин и мужчин объясняли свою позицию тем, что традиционная семья крепче, так как «развод считался позором для того рода, к которому относилась женщина. И смыть позор разведенной женщины было трудно. Сегодня же женщина не держится за семью, легко разводится, не думая о детях, о семье».

После замужества северокавказская женщина остается под защитой и опекой своей семьи, семьи своих родителей. Ее опекают братья, дяди, и весь ее род является защитником ее интересов. Эта защита являлась серьезным сдерживающим фактором, но, как отмечали сами респонденты, в новых экономических условиях ослабевают родственные отношения. А, значит, и защита становится не гарантированной. В таких условиях женщине самой приходится защищать свои интересы, что и приводит к столкновению традиций и новых веяний времени.

Практически во всех национальных республиках Северного Кавказа отмечается особая роль женщины в семье. Основными тезисами, подчеркивающими роль женщины, во всех этих республиках отмечалось:
-женщина в семье является столпом семьи, дома;
-семья, традиции, обычаи и народ держатся на женщинах;
-женщина создает атмосферу в семье;
-дом, в котором нет женщины, является нежилым;
-семья, в котором нет женщины, не семья, а обитатели дома;
-ребенок берет основные качества от матери.

Отмечая роль женщины в семье, респонденты-мужчины отмечали, что воспитание детей на примере отца, возвышая его все время, и показывая на него ежедневно, ежеминутно как на идеал, уходит в небытие. В результате мужчина оказался обыденным существом в глазах детей. Идеал упал, что стало главной причиной сегодняшнего развала в обществе.

В Чеченской Республике, помимо этого, вследствие конфликта и военных действий на территории республики, произошло разрушение семейных традиций, сломав саму основу чеченской семьи.

Во многих кавказских семьях считается, что семья, в которой женщина стала основным кормильцем, разрушается.

Важной проблемой в кавказской современной семье остается несовершеннолетнее материнство. Отношение общества к несовершеннолетним мамам менялось на протяжении веков. В своем историческом развитии эта социальная категория прошла два основных этапа: первый этап этап традиционного общества, когда ранние браки представляли собой норму жизни, и когда молодые и их ребенок составляли одну из ячеек сольной родительской семьи.

Что характерно для традиционного северокавказского общества, отголоски первого этапа сохранились только в Дагестане и Чечне. Хотя в данных республиках несовершеннолетнее материнство перестало быть нормой, но оно не встречается вне брака, поэтому это явление не выходит за рамки традиционной семьи. В других же республиках, как правило, в городах, второй этап связан с разрушением современных брачно-семейных норм и появлением одной из молодежных «групп рисков».

Работа с одинокими молодыми мамами в России только началась. Как и в других странах мира, она преследует две основные цели:

1. Выявление группы «маленьких мам» и оказание им помощи, поддержки, реабилитации. Одинокие юные матери выявляются либо в поликлиниках, куда они обращаются по поводу беременности, в родильных домах, либо на вокзалах, в других местах скопления одинокой и часто асоциальной молодежи. Кроме того, специальная регистрация одиноких несовершеннолетних матерей ведется т.н. детскими комнатами милиции, участковыми милиционерами.

2. Профилактика ранних сексуальых связей и проблем раннего материнства. В этих целях исследователями НИИРАРСС решается задача:
-создание специальной Программы «Маленькая мама», содержащей анализ предмета, объекта, формулировку проблем, описание гипотез, методов сбора и анализа материала, разработку научной технологии;
-разработка выборки этой молодежной группы риска;
-создание первых социальных служб «Одинокая юная мать сегодня».

Общественные организации, оказывающие психологическую и социальную помощь несовершеннолетним женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, есть практически в каждом городе, за исключением республик Северного Кавказа.

Анализ ситуации на Северном Кавказе показывает, что регион находится только в начале систематической помощи несовершеннолетним матерям. В силу многих причин, в том числе и ментальных, эта проблема не является Северного Кавказа такой же острой как, скажем в Центральной России. Однако и здесь раннее материнство становится проблемой, которая влияет не только на укрепление семьи, но и на положение женщины в целом, т.к. раннее материнство -показатель ослабления традиционного воспитания в семье в силу занятости современных женщин.