Этнополитические и социально-культурные условия формирования гражданской солидарности (опыт Москвы)

Автор: 

Центральная задача городской целевой Программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005–2007 гг.)», направленные на создание условий и организацию мероприятий, предназначенных содействовать развитию гражданского общества, укреплению российской государственности, консолидации москвичей, «гармоничному сочетанию общегосударственных интересов и прав граждан на сохранение своей этнокультурной, языковой и религиозной принадлежности, утверждение атмосферы межнационального согласия»1, не может решаться в отрыве от динамики социально-экономических процессов, от характера институтов и ведомств социокультурной инфраструктуры города, от материального благосостояния и диапазона социальной поляризации граждан.

В связи с этим наряду с разработкой механизмов и программ, содействующих решению задач формирования гражданской солидарности москвичей различных национальностей, необходимо систематическое изучение реальных социально-экономических и социально-культурных условий, в которых живут москвичи. При этом особое значение в условиях крупных миграционных вливаний в столицу, имеет сравнение социальной динамики в Москве с социальной атмосферой, установившейся в республиках Российской Федерации.

Допустим, что совокупность форм девиантного поведения служит антитезой толерантности, доверительности и солидарности. В таком случае сравнение двух тенденций – динамики асоциальных проявлений и динамики социально-экономического развития позволит выявить наличие прямой или обратной зависимости, или, наконец, отсутствия какой-либо зависимости между двумя сравниваемыми тенденциями. Обратимся к динамике правонарушений постсоветского периода, зарегистрированных официальной статистикой до и после дефолта 1998 года.

806 зарегистрированных преступлений на 100 000 человек в Москве в 1998 году составили 120,5 % по сравнению с 1990 годом. По Российской Федерации в целом число преступлений увеличилось до 141,8 %. После дефолта 1998 года сравнительная динамика преступлений претерпела сильные изменения за счет бурного роста их в Москве и более медленного по стране в целом. В 2003 году число преступлений в Москве достигло 246,8 % по сравнению с 1998 годом, в то время как по стране в среднем – за этот же период число преступлений практически осталось на прежнем уровне, составив 108,5 %2.

На основе «форсированной» динамики правонарушений в Москве, следовательно, можно было бы предположить, что рост асоциального поведения, в том числе на почве социальной, этнической и религиозной нетерпимости, связан с ухудшением экономической ситуации и состояния социокультурной инфраструктуры. На самом деле, как будет показано ниже, все обстояло ровным счетом наоборот. Опережающий рост преступности и многих форм асоциального поведения в Москве по сравнению с аналогичными показателями по стране в целом, был связан не с ухудшением, а с улучшением социально-экономической ситуации в Москве. Понятно, что обнаруженная обратная зависимость затрудняет поиск легкого ответа на вопрос о фактической причинности тех явлений, что затрудняют формирование толерантности и гражданской солидарности.

Следовательно, поиск факторов, затрудняющих становление солидарности, надо искать, во-первых, не в макроэкономических показателях, а в явлениях социального порядка, например, в тенденциях социальной поляризации населения, связанных с динамикой увеличения или сокращения социального неравенства. Во-вторых, антифакторы солидаризации вполне благополучно могут действовать в сверх запущенной по советским меркам сфере идеологической работы, или, в- третьих, в отсутствии надежной правовой базы, или в несоответствии законопослушания граждан, существующему законодательству.

Макроэкономика

Валовый региональный продукт как обобщающий показатель экономической деятельности Москвы и других регионов России наглядно и емко характеризует процесс производства товаров и услуг. В 2002 году ВРП (в пересчете на душу населения) в Москве составлял 231 800,2 рублей и увеличился по сравнению с 1998 годом в 5,4 раза, в то время как по РФ в целом – в 4,0 раза, а по Санкт-Петербургу (для сравнения) – в 4,1 раза3. Москва, как и все остальные субъекты Российской Федерации, не избежала резкого ухудшения социально-экономических показателей в постсоветской динамике своего хозяйства в начале первого постсоветского десятилетия.

Индекс производства промышленной продукции в 1997 году упал до рекордно низкого 36% от уровня производства 1990 года, в то время как, например, в Татарстане он снизился за этот же период всего лишь до 68%4.

Москва опережала другие регионы России и по выпуску объемов промышленной продукции. В 2003 году в Москве было произведено промышленной продукции на общую сумму в 453 534 млн. рублей, что составило в 556,9 % по отношению к 1998 году. За этот же период указанный показатель составил 497,8 %, а по Санкт-Петербургу – 637,5 %, по Тюменской области – 656,9%5.

После дефолта 1998 года, как это ни парадоксально, дальнейшее нарастание экономического кризиса прекратилось, и началась новая тенденция возрастания макроэкономических показателей развития экономики. При этом показатели экономического развития Москвы постоянно опережали аналогичные показатели по стране в целом. Индексы роста валового регионального продукта по Москве и по российской Федерации соответственно составляли в 1999 году и далее по сравнению с каждым предыдущим годом – 106,9 и 105,6 %, в 2000 году – 118,9 и 110,7 %, в 2002 году – 110,1 и 105,6 %6.

За этот же период еще более выразительно выглядела динамика увеличения индексов продукции промышленного производства в Москве по сравнению с общероссийскими показателями, в том числе в 1999 году – соответственно 114,1 и 111,0%, в 2000 году – 109,2 % и 104,9 %, в 2002 – 120,2 и 103,7%, и, наконец, в 2003 году – 111,6 и 107,6 %7. Опережающие темпы увеличения валового регионального продукта и выпуска продукции промышленности в немалой степени корреспондировало с форсированными темпами преобразований в сфере экономики. По состоянию на 1 января 2004 года из немногим более чем 1 миллиона предприятий и организаций Москвы лишь только 19975 оставались в государственной собственности, в то время как 872867 (или 86,6 %) были в частной собственности. По России в целом в частной собственности было 78% предприятий и организаций8. Особое впечатление производит динамика малого предпринимательства. Так, например, на конец 2003 года в Москве насчитывалось 190,9 тысяч малых предприятий, что составляло 109,0 % по отношению к 1998 году, когда число их составляло 175,2 тысяч. По Российской Федерации динамика малого предпринимательства выражалась за тот же период увеличением до 102,6 %, по Санкт- Петербургу их число сократилось до 79,8 %9.

Важную роль в преодолении экономического кризиса в Москве сыграли опережающие темпы инвестиционной деятельности, выгодные контракты, позволившие увеличивать выпуск современной наукоемкой продукции, конверсия, т.е. освоение производства новых видов продукции гражданского назначения, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Объем работ, выполненных в г. Москве по договорам строительного подряда согласно официальной статистике оценивался в 2003 году значительной суммой в 179 222,1 млн. рублей, что в 5,01 раза превышало уровень 1998 года. По Российской Федерации за этот же период данный показатель возрос в 4,83 раза10. При этом объемы работ, выполненных по договорам строительного подряда в 2003 году в Москве в госсекторе сократились по сравнению с 1998 годом с 10,9 % до 6,2 %, а в частном, напротив, возросла с 48,5 до 64,5 %11.

Строительный бум выразился в Москве в том, что в 2003 году общая площадь зданий, введенных в действие составила 6448,6 тысяч м2, что составило 144,2 % по отношению к 1998 году, по России в целом – 134,1 %12. Макроэкономические успехи мегаполиса вполне корреспондируют с данными о впечатляющем сокращении безработицы. В 2003 году численность безработных в Москве составляла 56,8 тыс. человек, что на 71,0 % было меньше от уровня безработицы в 1998 году. По Российской Федерации в целом за этот же период численность безработных сократилась всего на 30,2 %13. Уровень безработицы, определяемый как отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, снизился за указанный период в Москве с 4,8 до 1,3 %, по России в целом – с 13,2 до 8,6 %14.

Инвестиции

В советские времена сложилась традиция формировать стратегии и технологии социально-экономического развития, в том числе пятилетки и другие планы, начиная с анализа и оценки итогов и перспектив развития производства, средств производства, и прежде всего таких отраслей народного хозяйства как промышленность и сельскохозяйственное производство и строительство.

В новой (постсоветской) политике изложение целей и задач социально-экономического развития начинается с характеристики концептуальных основ и программатики инвестиционной политики. Нельзя не видеть в этом подходе глубокий смысл и важный ориентир, указывающий на немаловажную роль, которую надлежит играть инвестициям и инвестиционной политике в экономическом развитии Москвы как одного из стратегически важных регионов Российской Федерации. В рыночных условиях деньги нужны не только отдельному человеку и его семье, но и каждому региону РФ и всему обществу в целом. Инвестиционная политика в нынешних условиях становится одной из важнейших траекторий пробуждения социальных инициатив в широком диапазоне от конкретной личности до руководителей различных предприятий. Чтобы идти дальше, сегодня от каждого ожидается проявление предприимчивости и находчивости. Государство и его элита, в свою очередь обязаны обеспечивать надежную правовую основу, политическую стабильность, благоприятное общественное мнение, не подверженное отторжению трансформационных новаций.

Существует немало работ, посвященных объективным факторам формирования внешнеэкономической политики и деятельности, в том числе в сфере инвестиций. Руководством Москвы, как неоднократно указывал мэр Ю. М. Лужков, предпринимались серьезные усилия для привлечения иностранных инвесторов в экономику столицы. И в этой сфере, как и в России в целом, Москва имеет достижений, отмеченных как авторитетными политиками, так и в некоторых публикациях. «Улучшение экономической ситуации, – говорил Президент В. В. Путин в своем Послании 2002 года Федеральному Собранию Российской Федерации, – отмечается международными рейтинговыми агентствами, повышающими кредитный рейтинг России. Зарубежные банки, – продолжал Президент России, – увеличивают российскую долю в своих инвестиционных портфелях. Наша страна постепенно превращается в солидного и предсказуемого делового партнера»15.

За три года накануне дефолта 1998 года инвестиции в основной капитал16 Москвы составили 125 921 млрд. рублей (в фактически действовавших ценах), или 41 921 в среднем за год. За пять последних лет (1999-2003 гг.) сумма инвестиций составила 910 311 млн. рублей, или в среднем по 182 062 млн. ежегодно. Таким образом после дефолта ежегодные инвестиции возросли в 4,3 раза. Объем инвестиций в основной капитал в 2003 году составил 263 797 млн. рублей, что в 4 раза превышало уровень 1998 года, в то время как по стране в целом за эти же сравниваемые годы – инвестиции возросли в 5,4 раза17. В пересчете на душу населения в 1998 году в Москве инвестиции составили 7638 рублей. В 2003 году этот показатель вырос в 3,3 раза и составил 25 392 рубля18.

Успехи в сфере инвестиционной политики в немалой мере были обеспечены благодаря созданию в Москве благоприятных условий правовых, экономических и организационно-правовых условий для всех участников инвестиционной деятельности, стратегически оправданным выбором важнейших траекторий государственной поддержки трансформационных процессов.

Квартиры

В 2003 году в Москве было введено в действие 64036 квартир, что составило 146,5 % по отношению к 1998 году. Динамика общего количества квартир в жилых домах квартирного, гостиничного типа и в общежитиях, построенных в городских поселениях и в сельской местности организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками по России в целом была ниже, чем по Москве и составила за тот же период 110,0%19.

Разрыв по вводу в действие квартир в Москве и по стране в целом за указанный период не сокращался, а скорее возрастал. В 1998 году на 1000 человек населения Москвы было введено 5,1 квартир, в Российской Федерации – 2,6, в 2003 году соответственно – 6,2 и 3,020.

Быт и услуги

Одним из результатов трансформационного переустройства общества служит динамика развития услуговой сферы. В 2003 году оборот розничной торговли на душу населения составлял в Москве 113 480 рублей и превышал уровень 1998 года на 337,5 %. И хотя по России в целом за указанный период данный показатель увеличился на 443,3 %, что объясняется тем, что Москва стартовала с более высоких позиций и поэтому динамика выглядела несколько скромнее, чем по стране в целом. Тем не менее в 2003 году Москва занимала первое место по обороту розничной торговли на душу населения среди всех субъектов Российской Федерации.

Миграционная привлекательность Москвы

В течение всего постсоветского периода Москва была одним из тех субъектов, в котором абсолютная величина разности между числом прибывающих и числом выбывших за ее пределы в течение года (коэффициент миграционного прироста) представляла собой показатель со знаком плюс. В 1995 году этот показатель равнялся 28, в 1998 и 1999 годах он поднялся до 70, в 2000 году составил рекордную за 13 лет величину – 78, а затем начал последовательно сокращаться до 52 в 2003 году21. Однако данные официальной статистики – это лишь надводная часть айсберга. На самом деле по подсчетам демографов и социологов реальные коэффициенты миграционного прироста в Москве гораздо выше. Наряду с

Москвой в Центральном Федеральном округе особой силой притяжения обладала соседствующая с Украиной Белгородская область, в которой КПМ за указанный период колебались в диапазоне от 77 в 2003 году до рекордных – 129 и 122 в 1995 и 1996 годах22. Напротив, катастрофическое обезлюдивание имело место в Дальневосточном и Сибирском Федеральных округах. Например, в Магаданской области отрицательные КМП за все 13 лет не падали ниже 145 (в 2002 г.), и достигая порой рекордного уровня – 742 (в 1995 г.) и – 276 в 1999 году23.

Услуги населению

Задуманные политической элитой из команды В. Н. Ельцина реформы, связанные с переходом от плановой к рыночной экономике, должны были наряду с другими преобразованиями, дать возможность бывшим советским гражданам испытать восторг потребления. При этом вековая традиция, ассоциированная с догматикой и риторикой православия, и выраженная в разумном сочетании принципов аскетизма с гедонизмом, в расчет особо не принимались.

Следовательно, оценивая социально-экономические условия г.Москвы, как одного из крупнейших мегаполисов современного мира, вряд ли можно пренебречь данными о динамике торговли и услуг, оказываемых населению.

В 2003 году объем платных услуг москвичам, отражающий среднедушевой объем потребления населением различных видов услуг, оказанных резидентами московской экономики, составил 37640 рублей, что в 4,34 раза превышало уровень 1998 года. И хотя по стране в целом этот показатель, за тот же период возрос без малого в 4,5 раза, Москва уверенно занимала в 2003 году первое место среди всех остальных субъектов Российской Федерации. И по какой-то иронии судьбы, или близости к странам с другой моделью объемов услуг, оказываемых населению, на 2 и 3 местах по объему платных услуг на душу населения находились географически отдаленно расположенные от Москвы Хабаровский край (16 660 руб.) и Магаданская область (16 572 руб.)24. В 2003 году наметилась тенденция сокращения разрыва между показателями объема платных услуг в Москве и показателями в среднем по стране.

Характеристика развития в сфере услуг на основе анализа показателей динамики объема платных услуг, не лишено известной внутренней противоречивости, как из-за недостатков официальной статистики, не учитывающей многие аспекты услуг, оказываемых населению, так и в связи с более общими проблемами, возникающими перед Москвой и перед страной вследствие перехода от плановой к рыночной экономике. Статистика и этносоциологические опросы различных социальных и этнических групп населения позволяют выявлять немало позитивных тенденций, но некоторые из них истощаются, другие обессмысливаются не вполне осознанными целями и ориентирами. С одной стороны возрастание объемов платных услуг свидетельствуют о возрастании и расширении потребностей, о наработке навыков жить в свободном обществе и самим, без иждивенческой надежды на государство решать свои насущные проблемы по своему жизнеустройству.

Восприятие идеологемы: «За все надо платить» означает понимание ответственности перед самим собой и перед семьей. С другой стороны динамика этого показателя (возрастания объема платных услуг) скрывает безвозвратную утрату тех социальных благ и гарантий, которые не щедро, но устойчиво и гарантированно предоставляло социалистическое государство своим гражданам в сферах образования, здравоохранения, отдыха.

Источником расширения спроса на различные услуги в большинстве субъектов РФ является повышение заработной платы и социальных выплат. Конечно, соотношение денежных доходов и объемов оплаты услуг значительно отличается от субъекта к субъекту. В целом по России за 5 лет среднедушевые денежные доходы возросли в 5 раз, в том числе по Москве – в 4 раза.

Различия между субъектами РФ не выравнивались, а скорее (ежегодно) углублялись. Размах вариаций, составлявший в 1998 году по среднедушевым доходам 3766 руб. между Москвой и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом, вырос до 15 435 руб. в 2003 году между Москвой и Ингушетией (см. табл. 1).

Таблица 1. Динамика денежных доходов населения по Москве и субъектам Российской Федерации в 1998-2003 гг.*

Республики Среднедушевые денежные доходы (в месяц) в 2003 в % к 1998
1998 2003
Россия 1012 5162 510.1
Москва 4083 16827 412.1
Адыгейская 606 2549 420.6
Алтайская 549 2876 523.9
Башкортостан 695 4153 597.6
Бурятия 643 3857 600.0
Дагестан 404 1886 466.8
Ингушетия 317 1392 439.1
Кабардино-Балкария 526 2571 488.9
Калмыкия 470 2100 446.8
Карачаево-Черкесия 454 2507 552.2
Карелия 1039 2798 269.3
Коми 1373 4501 327.8
Марий Эл 422 2189 518.7
Мордовия 513 2728 531.8
Северная Осетия - Алания 631 2596 411.4
Татарстан 760 4259 560.4
Тува 548 2873 524.3
Удмуртия 658 3098 470.8
Хакасия 756 3765 498.0
Чечня
Чувашская 470 2749 584.9
Саха-Якутия 1762 8240 467.6

* Разработано по источнику: Российский статистический ежегодник. 2002. М., 2002. С.173-174; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004. М., 2004. С. 144-145.

Уровни среднедушевых доходов и расходов вполне корреспондировали друг с другом. Среди субъектов Российской Федерации Москва постоянно занимала 1-е место. За пятилетний период (1998-2003 гг.) при среднем по стране увеличении среднедушевых расходов на 504,7 %, по Москве они выросли всего на 345,9 %, что вполне объяснимо тем, что уже к 1998 году в Москве был достигнут более высокий уровень, чем в среднем по стране. Следовательно в последующий период динамика роста среднедушевых расходов напоминала скорее увеличение по арифметической, чем по геометрической прогрессии. Тем не менее диапазон различий между отдельными регионами, например, между Москвой и Республиками не сокращался, а, напротив, возрастал, что потенциально несло в себе зерна неудовольствия и зависти у населения отстающих регионов. Размах вариации по среднедушевым денежным расходам населения, составляющий в 1998 году 5006 рублей (между Москвой и Ингушетией) увеличился в 2003 году в 3,5 раза и составил 17 303 рубля25 (см. табл. 2).

Таблица 2. Динамика среднедушевых денежных расходов населения по регионам Российской Федерации (в месяц, в рублях)*

Республики Среднедушевые денежные расходы (в месяц) в 2003 в % к 1998
1998 2003
Россия 995 5022 504.7
Москва 5154 17827 345.9
Адыгейская 476 1988 417.6
Алтайская 334 1873 560.8
Башкортостан 642 3676 572.6
Бурятия 558 3619 648.6
Дагестан 289 1552 537.0
Ингушетия 148 524 354.1
Кабардино-Балкария 387 2210 571.1
Калмыкия 303 1248 411.9
Карачаево-Черкесия 363 1910 526.2
Карелия 792 4150 524.0
Коми 1036 4174 402.9
Марий Эл 357 2014 564.1
Мордовия 422 2119 502.1
Северная Осетия -Алания 499 2366 474.1
Татарстан 665 3943 592.9
Тува 341 1589 466.0
Удмуртия 586 2852 486.7
Хакасия 644 3691 573.1
Чечня
Чувашская 452 2625 580.7
Саха-Якутия 1229 6679 543.4

* Разработано по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002. М., 2002. С.134-135.; РР, 2004. С. 170-171.

Тенденция улучшения макро- и микроэкономических показателей уровня жизни после дефолта 1998 года, нашла свое отражение в улучшении состояния их здоровья. В отличие от периода 1992-1998 гг., когда показатели заболеваемости в расчете на 1000 человек москвичей увеличился на 128,7%, на следующем этапе 1998-2003 гг. это показатель снизился до 86,8 %26. В среднем по России траектория заболеваемости выглядела иначе: на первом этапе заболеваемость увеличилась на 108,9 %, на втором – на 111,7 %27.

Социальная поляризация

Притягательная сила Москвы, ее магнетизм складывается из двух комплексов противоречивых факторов, порой едва ли не взаимоисключающих друг друга. С одной стороны на умонастроения людей оказывает сильное воздействие процветающая инфраструктура Москвы, относительно высокие среднедушевые доходы и расходы москвичей, обеспеченность товарами, электроэнергией, транспортом. Холодная зима 2006 года служит убедительным примером гарантий Москвы от неблагоприятных внешних воздействий на Москву и москвичей.

С другой стороны население Москвы более чем в других регионах поляризовано, в том числе по уровню материального обеспечения. Сравнение показателей распределения общего объема денежных доходов по различным группам населения по данным за 2003 год демонстрируют следующую картину. Доля населения в первой из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов, составляла в Москве всего 2,5%, что на 3,1 % было меньше, чем в среднем по стране. Напротив, полярная 20-процентная группа населения (с наибольшими доходами), составлявшая в Москве 62,7 %, превосходила на 16,6 % соответствующую долю по России в целом (см. табл. 3).

Таблица 3. Социальная поляризация населения Москвы и России по распределению общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения в 2003 году*

Доля общего объема денежных доходов в соответствующих группах населения в общем объеме денежных доходов (в %)
с наименьшими
доходами
      с наибольшими
доходами
1 2 3 4 5
Российская Федерация 5,6 10,3 15,3 22,7 46,1
Москва 2,5 5,2 9,7 19,9 62,7
Сальдо + или –
Москвы
-3,1 -5,1 -5,6 -2,8 +16,6

* Составлено по источнику: РР. 2004. С. 162.

Степень социального расслоения населения Москвы, характеризуемая коэффициентом фондов (коэффициентом дифференциации доходов), определяемом в статистике соотношением между средним уровнем денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами, выражалась в 2003 году внушительным показателем – 51,8 (число раз), в то время как в среднем по стране этот же показатель составлял 14,3, т.е. в 3,6 раза больше28.

Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини)29 москвичей составлял 0,615 и являлся самым высоким среди всех 89 субъектов Российской Федерации. В среднем по России он выражался показателем в 0,400, а ближайшие по уровню к Москве индексы составляли в Тюменской области – 0,450, в Ямало-Ненецком автономном округе – 0,443, в Саратовской области – 0,43030.

Социокультурная среда

Одно из противоречий переходного от социализма к капитализму периода новейшей российской истории состояло в том, что улучшение дел в экономике и рост благосостояния некоторой части населения Москвы не сопровождался ростом их культуры. За постсоветский период практически канул в историю «советский народ как самый читающий народ в мире». Численность зрителей в театрах г. Москвы в 1998 году составила 635 чел. на каждые 1000 человек, т.е. 52,6 % от уровня 1990 года. В дальнейшем посещаемость продолжала падать и составила 2003 году 535 человек, или 84,2% по сравнению с 1998 годом. В северной столице России за эти два периода в сопоставимых показателях посещаемость сначала упала до 66,9 % в 1998 году и снова поднялась до 105,0% в 2003 году по сравнению с 1998 годом. По стране в целом численность зрителей театров упала к 1998 году больше, чем в Москве и в Санкт-Петербурге, но последующий период выросла в 2003 году до 106,3% по сравнению с 1998 годом31.

По численности зрителей театров в 2003 году Санкт-Петербург и Москва занимали соответственно 1 и 2-е места. 3-е и 4-е места по данному показателю занимали Омская и Магаданская области.

Относительно сходными были траектории посещаемости музеев. В Москве посещаемость музеев на 1000 человек населения упала до 24,7 % в 1998 году по сравнению с 1990 годом, и продолжала сокращаться в последующем, упав до 73,4% в 2003 году по сравнению с 1998 годом. Несколько лучше, чем в Москве обстояло дело в среднем по России в целом. В 1998 году посещаемость музеев в России сократилась до 47,1 %, т.е. почти в два раза меньше, чем в Москве. В дальнейшем наметилась тенденция возрастания посещаемости до 11,8 % в 2003 году по сравнению с 1998 годом32. Первые пять мест в стране по посещаемости музеев занимали соответственно Санкт-Петербург, Ярославская, Новгородская, Владимирская области и Москва33.

Итак, анализ социально-экономических и социально-культурных условий Москвы в последефолтовский период ориентирует на поиски причин социальной, в том числе межэтнической и межрелигиозной нетерпимости и разобщенности не в сфере экономики, а в социальной сфере, в которой происходит социальная поляризация. Наряду с этим корни разобщенности залегают в отсутствии надежной правовой базы, в отсутствии культуры законопослушания и в падении общего уровня культурных запросов граждан.

Примечания

1 Среднесрочная городская целевая программа «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 года)». М., 2005. С. 10.

2 РР, 2004. С. 326.

3 Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальное издание. 2004. М., 2004. С. 349.

4 Российский статистический ежегодник. 1999. М., 1999. С. 300-301.

5 Регионы России. 2004. Там же. С. 448-449.

6 Там же. С. 351.

7 Там же. С. 450.

8 Там же. С. 392.

9 Там же. С. 394.

10 РР. 2004. С. 610.

11 РР. Там же. С. 612-613.

12 РР. 2002. С. 573-574.

13 Расчеты произведены по источнику: РР. 2004. С. 110.

14 РР. 2004. С. 118.

15 Путин В. В. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Текст размещен на официальном интернет-сайте Президента РФ по адресу: http://www.kremlin.ru

16 Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, вложенных в создание и воспроизводство основных средств. К таковым относятся - новое строительство, расширение, реконструкция и модернизация объектов, которые, что приводит к увеличению первоначальной стоимости объектов и направлены на увеличение добавочного капитала организации, на приобретение машин, новых технология, транспортных средств, на формирование основного стада в животноводстве, на многолетние насаждения и т.п.

17 РР. 2004. С. 900-901.

18 РР. 2004. С. 902.

19 РР. 2004. С. 632.

20 Там же. С. 634.

21 РР. 2004. С. 76.

22 РР. 2004. С. 76.

23 РР. 2004. С. 77.

24 РР. 2004. С. 763.

25 РР. 2004. С. 170-171.

26 РР. 2004. С. 306.

27 Там же.

28 РР. 2004. С. 162.

29 Коэффициент Джини характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. При этом величина коэффициента может варьировать от 0 до 1, демонстрируя факт того, что чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в конкретном городе или в обществе в целом.

30 РР, 2004. С. 163.

31 Расчеты произведены по источнику: РР. 2004. С. 316.

32 РР. 2004. С. 318.

33 Там же. С. 318-319.

Источник: