Религии Индии (Священные тексты Древней Индии)

Веды

Веды (от санскр. “вид” — знать, ведать) — индийские священные тексты: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Это древнейшие литературные памятники, созданные на территории Индии. Веды относятся к традиции шрути (букв. санскрит “услышанное”), т.е. к божественному откровению (другие трактаты относятся к смрити — “запомненное” — т.е. были созданы людьми и передавались от поколения к поколению в устной форме). Формально к Ведам относят три типа религиозных текстов, которые примыкают к четырем Ведам: брахманы, араньяки и упанишады. Датировка Вед различна и захватывает большой период со 2-ой половины II тыс. до н.э. до I тыс. до н.э.

Ригведа

Ригведа (РВ, Веда гимнов) — древнейшая из 4-х Вед, состоит из 1028 гимнов и 10 мандал. Мандалы — книги, циклы гимнов, составленная каждая одним из семи жреческих родов. II—VIII мандалы “родовые”, самые древние По преданию, РВ были дарованы как откровение семи риши (древним легендарным мудрецам-провидцам) и их потомкам, которые увидели ее внутренним зрением и передали людям. I и X мандалы — самые поздние, "смешанные" (в них гимны разных родов риши). IX мандала “О Соме” также не приписывается какому-либо определенному роду риши. РВ датируются примерно XV—X вв. до н.э., но существуют и другие хронологические рамки. Во всяком случае до VI в. до н.э. В один сборник мандалы, передававшиеся изустно, были собраны ок. 1000 г. до н.э.

Содержание РВ ярко отражает развитие арийских племен, в начале II тыс. вторгшихся в С.-З. Индию (современный штат Пенджаб), их отношениях с автохтонным населением, религиозных представлениях и т.д. Основная тема гимнов РВ — восхваление богов, среди которых главными, по-видимому, являлись Индра, Агни, Сома и Варуна. РВ.Интересно, что в РВ мало гимнов посвящено женским божествам. Также в РВ описаны древние ритуалы (например ритуал выжимания и возливания сомы, агнихотра, ашвамедха и др.). Написаны стихами.

Яджурведы

Яджурведы (Веда жертвенных изречений) — вторая по значимости после РВ. Это собрание яджусов, молитв и изречений, сопровождающих жертвоприношение и произносимое жрецами — адхварью. Датируется 1000—800 гг. до н.э. Написана в прозе. Сохранилась в пяти редакциях, из их две северных и две южных объединены в “Кришна Яджурведу” (Черная ЯВ). Пятая редакция — “Шукла ЯВ” (Белая ЯВ) отличается от Черной тем, что содержит, кроме гимнов и яджусов, описание обрядов и брахманы. Она состоит из 40 глав, расположенных в порядке исполнения обряда. Самаведа — (Веда песнопений) ее текст почти полностью заимствован из РВ (только 78 ее стихов не из РВ), состоит из двух частей, всего 1549 стихов. 1-ая часть гимны Агни, Индре и Соме; 2-ая часть — песни, исполнявшиеся во время жертвоприношения сомы. Гимны расположены в порядке их исполнения жрецом-певцом удгатаром. Сохранились 2 редакции СВ: Каутхума (1810 стихов) и Ранаяния (1549 стихов). К ней прилагаются ноты. 80 СВ — древнейший памятник индийской музыки.

Упанишады

Упанишады (значение слова: услышанное учеником, сидящим внизу у ног учителя) — тексты, завершающие ведический канон, примыкают к араньякам и объединяются с ними названием Веданта (“Конец Вед”), относятся к традиции шрути. Упанишады сложились в XIII—VI вв. до н.э. Шесть древнейших произведений: Брихадараньяка, Чхандогья, Тайттирия, Айтарея, Каушитаки и Кена (эта последняя наполовину в стихах). Есть еще 8 более поздних упанишад, в стихах и в прозе. Вообще же, упанишадами называют около 200 текстов различной датировки.

Стихотворные: Катхака, Иша, Шветашватара, Мундака, Маха-Нараяна. Прозаические: Прашна, Майтраяния, Мандукья.

Йога-сутра

Йога-сутра (2 в. до н.э — 3 в. н.э.) — самый древний и самый авторитетный текст йога-даршаны (религиозно-философское учение). Автором считается Патанджали. В Индии было два Патанджали. Один жил в 2 в. до н.э., был великим лингвистом и комментатором (в Индии лингвистика очень развитая наука с древнейших времен). Он написал Маха-бхашья — "Великий комментарий" на грамматику Панини. Другой жил во 2—3 в.н.э. (точные даты неизвестны).

Существует несколько датировок. Традиционная индийская датировка Йога-сутры — 2 в. до н.э., и написал ее Патанджали, написавший “Великий комментарий”. Однако, многие исследователи-индологи придерживаются иных точек зрения. Самой популярной из них является датировка 2—3 вв. н.э., и ее автором является Патанджали, живший во 2—3 вв. Обоих Патанджали изображают в виде белого змея с красными глазами и со сложенными "лодочкой" руками, потому что оба они ассоциируются со змеем Шешу. Считается, что змей Шешу вдохновил обоих на написание их произведений. В начале Йога-сутры есть поздняя интерполяция Вьясы (комментатора Йога-сутр, жившего в 4—5 вв. н.э.).

Сутра — краткое высказывание по определеному вопросу или теме (как религиозной, так и светской). Смысл в том, чтобы сказать, как можно короче, используя как можно меньше, и при этом что бы высказывание сохранило бы исходный смысл. Йога-сутры содержат практические рекомендации для достижения освобождения (кайвалья, освобождение от иллюзии мира). Состоит из четырех разделов: “О сосредоточении”, “О способах осуществлениях йоги”, “О совершенных способностях” и “Об абсолютном освобождении”.